Публичный доклад ГОУ ДОД ОДЭБС 2010/2011 учебный год
- Подробности
- Создано 24.04.2011 06:24
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция» является научно-методическим центром экологического образования, исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся Кемеровской области. Станция имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 24.12.2009 года А 330297 № 9905; свидетельство о государственной аккредитации от 12.09.2007 года АА 178063 № 1321-07 (высшая категория).
Станция является государственным учреждением, основное предназначение которого – развитие системы эколого-биологического дополнительного образования.
В области система представлена станциями юных натуралистов, эколого-биологическими центрами и отделами в учреждениях дополнительного образования, творческими объединениями образовательных учреждений. В целях совершенствования деятельности и развития системы эколого-биологического образования осуществляется деятельность по следующим направлениям:
- организация образовательной деятельности с детьми области;
- проведение областных массовых мероприятий эколого-биологической направленности для детей;
- программно-методическая и информационная поддержка образовательных учреждений области
- повышение образовательного и профессионального уровня педагогических работников.
Подробнее...
Кадровые условия
Управление ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и собственным Уставом и характеризуется единоначалием и самоуправлением. Руководит деятельностью станции директор - заслуженный учитель Российской Федерации Свиридова Ольга Андреевна.
Работу отделов организуют заведующие отделами по направлениям: экология, биология, цветоводство и методическая деятельность.
Педагоги станции осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, положением и Уставом станции.
Всего 21 педагогический работник, в т.ч.:
1 директор;
3 заместителя директора;
4 заведующих отделом;
1 методист;
12 педагогов дополнительного образования;
из них мужчин – 4 (19 %), женщин – 17 (81 %).
Имеют ученую степень 1 педагог (доктор педагогических наук),
звание «Заслуженный учитель РФ» – 1 педагог,
«Почетный работник общего образования РФ» - 2 педагога, правительственные медали – 3 педагога.
Образовательный уровень педагогов достаточно высокий:
с высшим образованием 17 человек, со средним специальным 4 человека.
Администрация постоянно проводит политику повышения квалификации педагогических работников. Так, за 3 года различные виды курсового обучения на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли 12 педагогов, что составило 60% от общего числа.
Уровень профессиональной квалификации педагогов также достаточно высокий:
- имеют высшую квалификационную категорию – 10 человек;
- первую квалификационную категорию – 4 человека;
- вторую квалификационную категорию – 4 человека.
На станции работают опытные педагоги, имеющие стаж работы: от 5 до 15 лет – 6 человек, более 15 лет - 15 человек.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство, участвуя в конференциях, семинарах, мастер-классах, методобъединениях, открытых занятиях, в областных и российских конкурсах.
Материально-технические условия
Областная детская эколого-биологическая станция имеет территорию 3,5 га, окруженную защитной зоной из древесных пород и кустарников. На территории находятся: административное здание, зоологический центр, лаборатории и кабинеты для занятий, три теплицы круглогодичного цикла, 22 парника, капитальные гаражи. Учебно-опытный участок состоит из плодово-ягодного сада, цветников, дендропарка, производственного, опытнического и коллекционного участков, отдела лекарственных растений.
Кабинеты оснащены техническими средствами обучения, мультимедийным оборудованием, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом, коллекциями и муляжами, гербариями, богатым видовым составом комнатных растений (300 видов) и животных (40 видов).
Постоянно пополняется библиотека, в настоящее время она содержит 2550 книг, журналов, брошюр эколого-биологической тематики.
Имеется транспорт.
Материальная база станции является основой для эффективной и творческой работы с детьми и педагогами области.
Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение
Организация образовательной деятельности осуществляется через дополнительные образовательные программы творческих объединений станции; экологическую школу Кемеровской области; тематические экскурсии; учебные практики для студентов ВУЗов.
Образовательные услуги, представляемые станцией, позволяют индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и стремления, естественную потребность в профессиональном самоопределении. Они направлены на:
- формирование у детей экологического мышления, развитие творческой, активной личности;
- удовлетворение познавательных потребностей в области эколого-биологических наук;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и подростков;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся;
- создание условий для участия подрастающего поколения в экологически ориентированной деятельности.
Целью образовательной деятельности станции является формирование экологического сознания, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, адаптация ее к жизни в обществе.
Для достижения этой цели предусматриваются следующие образовательные задачи:
- обеспечить усвоение систематизированных знаний об окружающей среде;
- формировать умения и навыки природоохранительной деятельности;
- развивать личную ответственность за состояние окружающей среды;
- формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой активности при решении экологических проблем;
- формировать умения принимать ответственные решения в вопросах охраны окружающей среды.
Особенностью образовательного процесса на станции является эколого-биологическая направленность, которая ориентирована на организацию деятельности обучающихся в окружающей природной среде и создание условий для непосредственных наблюдений за животными и растениями в зоологическом центре и теплицах.
Правила приема на станцию обеспечивают прием всех детей, имеющих право на образование возрасте от 6 до 18 лет.
Продолжительность учебного занятия устанавливается:
- для обучающихся дошкольного возраста – 30-40 мин;
- для обучающихся младшего школьного возраста –1,5 ч;
- для обучающихся среднего и старшего школьного возраста – от 1,5 до 3 часов с обязательным перерывом по 10 минут через каждые 40-45 минут занятий.
Общее содержание образовательного процесса
Направления |
Творческие объединения, в которых реализуются образовательные программы |
экология |
«Экология Кузбасса» «Юный эколог» «Экология в цвете» «Игровая экология» «Экологический калейдоскоп» «Экология животных» «Экология растений» «Экология и краеведение» Экологическая школа Кемеровской области |
цветоводство |
«Флористика» «Юный цветовод» «Фитодизайнер» «Умелые руки садовода» «Мир растений» «Природа и фантазия» |
биология |
«Живой уголок» «Зеленый остров» «Юный аквариумист» «Гидробиология» «Мир вокруг нас» «Наш дом – Земля» «Человек и природа» |
Педагогический персонал работает в соответствии с установленной учебной нагрузкой по утвержденному расписанию занятий, участвует в обязательных плановых мероприятиях станции, города и области.
Режим рабочего дня: начало ежедневной работы в 8.30, окончание в 17.00.
Станция организует работу с детьми в течение всего календарного года. На осенне-зимне-весенний период каникул составляется отдельный план работы с детьми и подростками. В летнее время организуется работа по комплексным программам экологического образования обучающихся, осуществляется природоохранная деятельность, решаются задачи по формированию экологической культуры детей.
Решение учебно-воспитательных задач, связанных с экологической подготовкой обучающихся, осуществляется при использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм организации образовательного процесса: беседы, лекции, дискуссии, соревнования, экскурсии, лабораторные и практические, исследовательские работы, викторины, ролевые игры, марафоны, ярмарки, выставки, акции по охране природы родного края, семинары, конференции, олимпиады и др.
Одними из основных форм обучения являются: экспериментирование, исследование и проектирование, поэтому наряду со знаниями по предмету, обучающиеся получают знания по методике проведения опытов, исследований, наблюдений, анализа, методике статистической обработки результатов опыта и написанию рефератов, исследовательских работ, проектов.
Анализ результатов образовательной деятельности осуществляется по следующим критериям:
- уровень овладения знаниями, умениями и навыками в практико- ориентированной деятельности;
- уровень нравственного развития;
- ориентация на готовность к выбору профессии;
- удовлетворенность детей образовательным процессом;
- удовлетворенность родителей образовательным процессом;
- показатели участия в эколого-биологических мероприятиях различного уровня.
Социальный состав обучающихся
Учебный год |
многодетные семьи |
неполные семьи |
неблагополучные |
малообеспеченые |
дети- сироты |
подопечные дети |
состоят в ПДН |
2006-2007 | 9 | 34 | 4 | ||||
2008-2009 | 11 | 83 | 62 | 142 | 28 | 4 | 0 |
2009-2010
|
38 |
91 | 42 | 112 |
13 |
2 |
4 |
По полу
Учебный год |
девочки |
% |
мальчики |
% |
2006-2007 2008-2009 2009-2010 |
364 382 396 |
57,2 58.2 58.2
|
272 274 284
|
42,8 41.8 41.8
|
Возрастная характеристика детского коллектива
Учебный год
|
дошкольники
|
7-9 лет |
10-14 лет |
15-18 лет |
Итого |
||||
кол-во |
процент |
кол-во |
процент |
кол-во |
процент |
кол-во |
процент |
||
2006-2007 2008-2009 2009-2010
|
40 40 48
|
6 6 7.0
|
162 136 176
|
26 21 25.9
|
301 320 280
|
47 49 41.2
|
133 160 176
|
22 24 25.9
|
636 656 680 |
Сохранность контингента
Учебный год |
обучаются 1-й год |
обучаются 2-й год |
обучаются 3-й год |
итого |
2006-2007 2008-2009 2009-2010
|
418 360 552
|
186 240 80
|
32 56 48
|
636 656 680
|
Увеличивается количество областных и российских мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся и педагоги станции. В 12 из 17 областных мероприятий приняли участие 22 обучающихся и 4 педагога (в двух конкурсах – коллектив).
Участие обучающихся и педагогов ГОУ ДОД ОДЭБС
в областных мероприятиях (2009-2010 учебный год)
№ |
Наименование мероприятия |
Участник |
Руководитель |
1. |
Заочная конкурсная программа экологических проектов «Цивилизация: благо или опасность» для обучающихся экологической школы Кемеровской области (ЭШКО) |
Барбышев Антон, Сталинина Вера –т/о «Зеленый остров» - 2 место (ДОиН); Татаринцев Никита, Денцов Дмитрий- т/о «Зеленый остров», Игнатьева Екатерина, Пуртова Екатерина, Караульнова Дарья –т/о «Человек и природа» (ОДЭБС); Петрачкова Оля, Фарукша Арина –т/о «Мир растений» |
Прохорович О.И.
Игнатьева Н.Ю.
Михайловская К.С,
|
2. |
VII научно-практическая конференция школьников «Экология Кузбасса» |
Лемко Надежда (т/о «Экология растений») – 3 место |
Коротенко Т.В. |
3. |
Конкурс «Рождественский букет» |
Пушкарева Юлия – т/о «Юный цветовод» (ДОиН); Петрухина Кристина т/о «Флористика» (ОДЭБС) |
Перебоева Л.И.
Филатьева Л.В. |
4. |
Конкурс методических материа-лов эколого-биологической направленности |
Игнатьева Н. Ю. Коротенко Т.В. Ларина Т.И. Прохорович О.И. |
Благодарстенное за участие |
5. |
Конкурс «Вторая жизнь вещей и материалов» |
Артемьева Алена т/о «Флористика» (ДОиН) |
Филатьева Л.В. |
6. |
Заочный конкурс детского творчества «Зеркало природы – 2010» |
1 |
Филатьева Л.В. |
7. |
Заочный смотр-конкурс учебно-опытных участков образовательных учреждений |
Коллектив |
Диплом за участие |
8. |
Конкурс на лучший социально-значимый проект (КРИПКиПРО) |
Коротенко Т. В. |
|
9. |
Конкурс творческих работ «Живая память Кузбасса» (ОЦДОД) |
Караульнова Дарья т/о «Человек и природа» |
|
10. |
Конкурс «Оставим елочку в лесу» (Департамент лесного комплекса) |
Коллектив |
Почетная грамота победителя |
11. |
Y Открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» (г. Новосибирск) |
Лемко Надежда |
Коротенко Т.В. |
12. |
Региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (г. Белово) |
Огородов Матвей, Петрачкова Оля, Фарукша Арина –т/о «Мир растений» |
Михайловская К.С. |
В 14 российских мероприятиях приняли участие 28 обучающихся и 4 педагога.
Участие обучающихся и педагогов ГОУ ДОД ОДЭБС во Всероссийских мероприятиях (2009-2010 учебный год)
№ |
Наименование мероприятия |
участник |
руководитель |
1. |
Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура» |
Винник Елизавета – Диплом Лауреата
|
Новиков О.Л. |
2. |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (ФДЭБЦ) |
Лемко Надежда – за участие |
Коротенко Т.В. |
3. |
Всероссийский смотр-конкурс пришкольных участков образовательных учреждений |
Коллектив – за участие |
|
4. |
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского |
Лемко Надежда- за участие |
Коротенко Т.В. |
5. |
Всероссийский экологический форму «Зеленая планета» |
5 участников: 3 (тв.об. «Юный цветовод»); 2 (тв.об.»Флористика) |
Перебоева Л.И. Филатьева Л.В. |
6. |
Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» |
2 уч-ка: 1 (тв.об. «Экология и краеведение»); Лемко Надежда за участие |
Новиков О.Л. Коротенко Т.В. |
7. |
Российская акция «Сохраним мир птиц» |
Коллектив биологического отдела |
Игнатьева Н.Ю. |
8. |
Российская акция «Учет водоплавающих птиц» |
2 уч-ка биолог.отдела |
Игнатьева Н.Ю. |
9. |
2 Межрегиональная олимпиада по биологии и экологии (г. Ярославль) |
2 уч-ка (тв.об. «Экология растений» |
Коротенко Т.В. |
10. |
Всероссийская акция «Марш парков», викторина «Что мы знаем о заповеднике «Кузнецкий Алатау» |
2 уч-ка (тв.об. «Экология растений») |
Коротенко Т.В. |
11. |
Всероссийский конкурс- викторина «приключения бельчонка Тима» (ФДЭБЦ |
3 уч-ка (тв.об. «Мир растений», «Экологический калейдоскоп», «Экология животных) |
Михайловская К.С., Бабец Я.А., Ларина Т.И. |
12. |
Сетевая акция «Долгожданная весна» (ФДЭБЦ) |
1 уч-к биолог. отдела |
Игнатьева Н.Ю. |
13. |
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по эколого-биологической проблематике (г. Ярославль) |
Игнатьева Н.Ю. Коротенко Т.В. |
за участие |
14. |
Всероссийский конкурс методических материалов эколого-биологической направленности (ФДЭБЦ) |
Игнатьева Н.Ю. Ларина Т.И. Прохорович О.И. |
1 место |
1. |
Международный конкурс «Наука без жестокости» |
Миркушева Татьяна 8 человек (тв.об. «Человек и природа», «Экология растений») |
Победитель за участие |
Ежегодно педагогический коллектив станции проводит 15-20 областных мероприятий эколого-биологической направленности.
Областные мероприятия для обучающихся и педагогов, организованные и проведенные ГОУ ДОД ОДЭБС в период с 2008 г. по 2010 г.
№ |
Название, цель и периодичность проведения мероприятия |
Категория, возраст и количество участников |
Результаты проведения (в том числе количество победителей) |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. |
Заочный конкурс «Зеркало природы» Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды Ежегодно |
Обучающиеся, 7-18 лет, 500 чел. |
Обучающиеся, 7-18 лет, 400 |
Обучающиеся, 7-18 лет, 400 |
13 победителей, 34 грамоты за участие, 11 благ. писем |
13 победителей, 32 грамоты за участие, 12 благ. писем |
12 победите-лей, 32 благ. письма |
2. |
Заочный конкурс «Рождественский букет» Цель: пропаганда бережного и внимательного отношения к природе родного края. 1 раз в 2 года |
Обучающиеся, 10-17 лет, 220 |
нет |
Обучающиеся, 10-17 лет, 230 |
6 победителей, 28 грамот за участие, 6 благ. писем |
нет |
10 победите-лей, 21 грамота за участие, 9 благ. писем |
3. |
Конкурс методических материалов по эколого-биологическому образованию Цель: развитие творческого потенциала педагогических работников 1 раз в 2 года |
Педагоги, 130 |
нет |
Педагоги 220 |
12 победителей, 25 грамот за участие |
нет |
12 победите-лей, 18 благ. писем |
4. |
Конференция обучающихся экологической школы Кемеровской области Цель: выявление и поощрение обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам Ежегодно |
Обучающиеся, 14-18 лет, 45 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 50 |
нет |
15 победителей, 20 грамоты за участие, 12 благ. писем |
15 победителей, 20 грамоты за участие, 13 благ. писем |
нет |
5. |
Акция «Продолжим юннатские традиции» Цель: развитие системы эколого-биологического дополнительного образования К знаменательным датам |
Обучающиеся, 7-18 лет, 140 |
нет |
нет |
7 победителей, 15 грамот за участие, 5 благ. писем |
нет |
нет |
6. |
Заочный конкурс фоторабот «Удивительные жители Земли» Цель: формирование экологической культуры обучающихся |
Обучающиеся, 7-18 лет, 140 |
Обучающиеся, 7-18 лет, 170 |
нет |
3 победителя, 21 грамот за участие, 6 благ. писем |
9 победителей, 20 грамот за участие,
|
нет |
7. |
Смотр-конкурс учебно-опытных участков Цель: повышение значимости учебно-опытных участков в образовательной деятельности учреждений Ежегодно |
Педагоги 1000 |
Педагоги 1200 |
Педагоги 1200 |
8 победителя, 11 грамот за участие, 8 благ. писем |
6 победителя, 13 грамот за участие, 6 благ. писем |
|
8. |
Слет юных экологов Цель: выявление и поощрение обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам 1 раз в 2 года |
Обучающиеся, 14-18 лет, 65 |
нет |
нет |
4 победителя, 58 грамот за участие, 4 благ. письма |
нет |
нет |
9. |
Заочный конкурс «Флориада» Цель: демонстрация достижений педагогов и обучающихся в озеленении и благоустройстве школы, микрорайона, села |
Обучающиеся, 7-18 лет, 150 |
нет |
нет |
6 победителей, 13 грамот за участие, 6 благ. писем |
нет |
нет |
10. |
Конкурс экологических проектов Цель: привлечение обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды Ежегодно |
Обучающиеся, 14-18 лет, 250 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 225 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 195 |
15 победителей, 20 грамот за участие, 13 благ. писем |
15 победителей, 20 грамот за участие, 13 благ. писем |
13 победите-лей, 13 благ. писем |
11. |
Акция «Помоги птице зимой!» Цель: повышение уровня экологического сознания обучающихся 1 раз в 2 года |
Обучающиеся, 7-18 лет, 230 |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет
|
6 победителей, 22 грамот за участие, 6 благ. писем |
нет |
Итоги в ноябре 2010 |
12. |
Заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Цель: воспитание у детей ценностного отношения к природному и культурному окружению 1 раз в 2 года |
Обучающиеся, 12-18 лет, 250 |
нет |
Обучающиеся, 12-18 лет
|
14 победителей, 32 грамот за участие, 12 благ. писем |
нет |
Итоги в декабре 2010 |
13. |
Лесной конкурс «Подрост» Цель: расширение и углубление знаний и умений по лесной экологии Ежегодно |
Обучающиеся, 14-18 лет, 250 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 260 |
Обучающиеся, 14-18 лет
|
7 победителей, 11 грамот за участие, 6 благ. писем |
8 победителей, 9 грамот за участие, 5 благ. писем |
Итоги в декабре 2010 |
14. |
Конкурс водных проектов старшеклассников Цель: поощрение деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды Ежегодно |
Обучающиеся, 14-18 лет, 20 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 41 |
Обучающиеся, 14-18 лет, 45 |
6 победителей, 14 грамот за участие, 5 благ. писем |
6 победителей, 27 грамот за участие, 4 благ. письма |
3 победите-ля, 3 благ. письма |
15. |
Конкурс листовок «Сохраним елочку!» Цель: сохранение лесных богатств Кузбасса
|
Обучающиеся, 7-18 лет, 250 |
нет |
нет |
4 победителя, 22 грамоты за участие, 3 благ. письма |
нет |
нет |
16. |
Заочный конкурс «Флористическая радуга» Цель: воспитание бережного отношения к природе 1 раз в 2 года |
нет |
Обучающиеся, 11-18 лет, 200 |
нет |
нет |
6 победителей 22 грамоты за участие, 7 благ. писем |
нет |
17. |
Профильная смена «Школа юного исследователя» Цель: обучение детей, имеющих опыт исследовательской деятельности Ежегодно |
нет |
Обучающиеся, 14-16 лет, 234 |
Обучающиеся, 14-16 лет, 236 |
нет |
нет |
нет |
18. |
Акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» Цель: поддержка общественно значимой деятельности детско-юношеских объединений Ежегодно |
нет |
Обучающиеся, 12-18 лет, 120 |
Обучающиеся, 12-18 лет, 130 |
нет |
6 победителей 9 грамоты за участие, 7 благ. писем |
14 победите-лей 14 благ. писем |
19. |
Заочный конкурс плакатов «Сохраним землю для потомков» Цель: привлечение внимания детей к экологическим проблемам |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет, 160 |
нет |
нет |
3 победителя 17 грамот за участие,
|
нет |
20. |
Заочный смотр-конкурс ученических производственных бригад Цель: освоение трудовых навыков обучающихся в сфере сельскохозяйственного производства 1 раз в 2 года |
нет |
Обучающиеся, 14-16 лет, 200 |
нет |
нет |
3 победителя 5 грамот за участие, 6 благ. писем |
нет |
21. |
VII областная научно-практическая конференция «Экология Кузбасса» Цель: формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности 1 раз в 2 года |
нет |
Обучающиеся, 14-18 лет, 200 |
нет |
нет |
15 победителей, 31 грамота за участие, 14 благ. писем |
нет |
22. |
Конкурс радиообращений «Сохраним леса Кузбасса от огня!» Цель: противопожарная пропаганда и ответственное отношение к лесным богатствам |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет, 80 |
нет |
нет |
3 победителя, 20 грамот за участие,
|
нет |
23. |
Заочный конкурс школьных лесничеств Цель: поддержка деятельности обучающихся по сбережению и приумножению лесных богатств |
нет |
нет |
Обучающиеся, 12-18 лет, 120 |
нет |
нет
|
3 победите-ля, 6 благ. писем
|
24. |
Акция «Подари свой лес потомкам!» Цель: повышение уровня экологической культуры |
нет |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет, 160 |
нет |
нет |
6 победите-лей, 16 благ. писем
|
25. |
Заочный конкурс творческих работ «Разноцветные символы весны» Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам сохранения видового разнообразия раннецветущих растений |
нет |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет, 180 |
нет |
нет |
7 победите-лей, 14 благ. писем
|
26. |
Конкурс «Вторая жизнь вещей и материалов» Цель: привлечение внимания к проблеме твердых бытовых отходов |
нет |
нет |
Обучающиеся, 7-18 лет, 180 |
нет |
нет |
14 победите-лей, 14 благ. писем
|
Методическая деятельность
Целью методической работы станции является: оказание методической помощи педагогам в улучшении организации экологического образования и воспитания детей, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.
Основными направлениями методической деятельности являются:
- программно-методическое и информационное обеспечение педагогов области;
- поиск и внедрение новых технологий, форм и методов образовательной и воспитательной деятельности;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- повышение квалификации, профессионального роста и мастерства педагогических кадров образовательных учреждений.
На основе анализа состояния непрерывного эколого-биологического образования в учреждениях области планировалась работа по повышению профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.
28 октября 2010 года состоялось семинар-совещание руководителей УДОД эколого-биологической направленности. В нем приняли участие 32 человека из 18 территорий области.
Были рассмотрены вопросы по проблемам и перспективам развития системы дополнительного образования, новому порядку аттестации педагогических работников, особенности бюджетных, казенных и автономных учреждений дополнительного образования детей. Руководители были ознакомлены с современными глобальными и региональными проблемами охраны окружающей среды.
Участники отметили высокий уровень организации и информативный характер семинара-совещания.
17 марта 2011 года на базе Городской станции юных натуралистов г. Новокузнецка состоялся семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Инновационные формы организации деятельности детей в УДОД эколого-биологической направленности». В семинаре-практикуме приняли участие 37 педагогов из 17 территорий области. Программа семинара включала в себя следующие вопросы:
1. Место и роль инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования (на примере городской станции юных натуралистов г. Новокузнецка);
2. Практическое использование инновационных форм организации деятельности детей в условиях творческого объединения и научного общества учащихся.
Руководители семинара раскрыли вопросы научно-методического обеспечения инновационной деятельности педагогического коллектива городской станции и его вклада в развитие муниципальной системы образования.
В панораме практического опыта были показаны открытые занятия с разными возрастами обучающихся. Интегрированное занятие с использованием мультимедийных технологий и сюжетно-ролевая игра для дошкольников носили инновационный характер.
Тщательно подготовлены и глубоко продуманы были деловая игра, творческая мастерская, защита электронных презентаций для старшеклассников.
На круглом столе педагоги поблагодарили организаторов за творческую атмосферу, доброжелательность и отметили актуальность темы семинара, профессионализм педагогов, высокий уровень проведения мероприятия.
Для развития творческого потенциала педагогов использовались следующие виды деятельности:
- посещение занятий творческих объединений;
- изучение деятельности педагога по повышению педагогической и методической квалификации;
- изучение педагогического опыта;
- организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов;
- создание методической копилки (методические разработки педагогов по темам самообразования).
Анализ посещенных занятий показал, что педагоги используют в своей деятельности следующие способы взаимодействия с воспитанниками:
1.Способы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные: лекция, рассказ, беседа;
- наглядные, иллюстративно-демонстрационные;
- экскурсия;
- практические (опыт, упражнение);
- логические (анализ).
2.Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):
- игра;
- поощрение и похвала;
- чередование видов детской деятельности.
Для осуществления контроля и самоконтроля применялись тесты, самостоятельная работа, контрольные задания.
Педагогами использовались следующие педагогические технологии и их элементы:
- технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся;
- технология развивающего обучения, т.е. развитие личности и ее способностей;
- технология дифференцированного обучения, когда создаются оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей;
- технология личностно-ориентированного обучения, предполагающая развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.
В целях повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования проводились индивидуальные консультации по работе с нормативными документами, новыми технологиями, методиками, новыми формами проведения занятий.
Для дальнейшего совершенствования методической работы необходимо:
- проведение мониторинга затруднений в методической деятельности;
- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;
- активизация работы методического объединения педагогов дополнительного образования.
Основные проблемы в деятельности станции
В образовательно-воспитательной деятельности:
- недостаточная обеспеченность разноуровневыми и профильными образовательными программами;
- недостаточное использование педагогами нетрадиционных методов обучения.
В работе с кадрами:
- имеются перспективы роста квалификации некоторых педагогов дополнительного образования;
- имеются перспективы профессионального роста педагогических работников.
В методической работе:
- не все педагогические работники имеют публикации и участвуют в издательской деятельности;
- недостаточно используются современные информационные технологии.
В организационно-массовой работе:
- не все педагоги и их обучающиеся принимают участие в областных экологических мероприятиях;
- недостаточное использование инновационных и нетрадиционных форм и методов при проведении массовых мероприятий для обучающихся.
В материально-технической базе:
- недостаточное обеспечение оборудованием для использования информационных технологий;
- недостаточное обеспечение сельско-хозяйственным оборудованием для обработки учебно-опытного участка.
СОТРУДНИЧЕСТВО С НАУЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Областная детская эколого-биологическая станция работает в тесном сотрудничестве с учреждениями и организациями, заинтересованными в эколого-биологическом образовании детей:
- с Кемеровским государственным университетом - преподаватели КемГУ принимают участие в проведении массовых мероприятий для детей, исследовательской деятельности;
- с Кемеровским сельскохозяйственным институтом - по организации опытнической и исследовательской работы с обучающимися, проведению массовых мероприятий;
- с институтом экологии человека;
- с областным комитетом природных ресурсов;
- с департаментом лесного комплекса;
- с департаментом сельского хозяйства;
- с департаментом природных ресурсов и экологии;
- с отделом водных ресурсов Верхнеобского бассейнового водного управления;
- с Всемирным Фондом дикой природы – по организации мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия Кемеровской области, по работе Кузбасского клуба друзей Всемирного Фонда дикой природы;
- с Кузбасским Ботаническим садом – по совместному проведению экологических акций, практической природоохранной деятельности;
- с СМИ - по пропаганде экологических знаний, освещению практической природоохранной деятельности детей и педагогов Кемеровской области;
- с Федеральным детским эколого-биологическим центром, который является координатором массовых мероприятий, курсов повышения квалификации педагогов, информационно-методического обеспечения.
- с областными и губернаторскими образовательными учреждениями – по совместному проведению массовых мероприятий, экскурсий, опытнической и исследовательской деятельности обучающихся, оказанию помощи в озеленении помещений и территорий.
Приложение 1
Информация о финансовых показателях ГОУ ДОД ОДЭБС |
|||||
за 2010 год. |
|||||
Наименование показателя |
Код КОСГУ |
Утверждено бюджетом на 2010год |
выделено денежных средств учреждению из бюджета на 2010год |
заработано учреждением |
произведены кассовые расходы |
|
|||||
2 |
3 |
|
1 |
2 |
|
Заработная плата |
211 |
6 876 136,00 |
6 711 077,00 |
- |
6 711 077,00 |
Прочие выплаты |
212 |
27 900,00 |
21 100,00 |
- |
21 100,00 |
Начисления на оплату труда |
213 |
1 763 291,00 |
1 719 100,00 |
- |
1 719 100,00 |
Услуги связи |
221 |
62 800,00 |
58 800,00 |
4 000,00 |
62 800,00 |
Коммунальные услуги |
223 |
2 025 298,00 |
1 931 856,00 |
93 441,60 |
2 025 297,60 |
Арендная плата за пользование имуществом |
224 |
12 556,30 |
12 554,30 |
- |
12 554,30 |
Услуги по содержанию имущества |
225 |
472 157,48 |
417 393,48 |
54 763,21 |
472 156,69 |
Прочие услуги |
226 |
634 491,00 |
596 147,51 |
- |
596 147,51 |
Пособия по социальной помощи населению |
262 |
8 400,00 |
8 400,00 |
- |
8 400,00 |
Увеличение стоимости основных средств |
310 (271) |
80 227,00 |
- |
80 226,64 |
80 226,64 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
340 (272) |
638 990,00 |
603 120,00 |
5 551,70 |
608 671,70 |
Прочие расходы |
290 |
2 635 468,00 |
2 621 874,00 |
|
2 621 874,00 |
из низ: |
|
|
|
|
|
уплата земельного налога |
|
2 573 400,00 |
|
|
|
уплата налога на имущество |
|
28 500,00 |
|
|
|
Итого: |
15 237 714,78 |
14 701 422,29 |
237 983,15 |
14 939 405,44 |