Сборник лучших образовательных практик ДО естественнонаучной направленности

Уважаемые коллеги!

По итогам Всероссийского конкурса «БиоТОП ПРОФИ», реализованного в 2024 году, и апробации образовательных модулей ДОП «Лесное дело» за период 2023/2024 уч. года, подготовлен Сборник лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности. Материалы сборника полезны для педагогов дополнительного образования и руководителей школьных лесничеств.

Сборник

Лето с пользой для здоровья!

В связи с проведением Недели сохранения здоровья детей, экспертами Всероссийского проекта «Здоровое поколение» разработаны информационные материалы для детей по популяризации здорового образа жизни, которые помогут провести надлежащую профилактическую работу в период летней оздоровительной кампании.

Ссылка на материалы: https://disk.yandex.ru/d/gxJk0y6ZkoNHhA.

Материалы Роспотребнадзора для детей по здоровому питанию https://cloud.mail.ru/public/hA4Q/5jTXVdShJ.

Внимание, кибермошенники!

Материалы победителей и призеров Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности«БиоТОП ПРОФИ»

Материалы победителей и призеров Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ»

Название материала

Автор(ы)

Ссылка на материалы

Победитель

Программно-методический комплекс «Видеошкола «Я - Ученый!»

Аверина Екатерина Павловна, педагог дополнительного образования МБОУ «Центр дополнительного образования детей имени Веры Волошиной», Кемеровский городской округ

https://disk.yandex.ru/i/1tJqYgrpk9Auzw

2 место

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Погружение в биологию»

Лапина Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/N0jJfcQAmpNM4Q

3 место

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 5-8 лет «По родному краю»

Позднякова Лидия Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/pkw4mUGmvrJuHg

Программно-методический комплекс «Дистанционный курс «Всем на свете нужен дом»

Тимофеев Антон Валерьевич, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/7dmd3zZCfAIquw

Программно-методический комплекс «Интерактивные видеоуроки по экологии и геологии»

Локтев Валерий Алексеевич, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества», Калтанский городской округ

https://disk.yandex.ru/i/hGfICDEoZfFjsg

Материалы победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ» - 2024г.

Название материала

Автор(ы)

Ссылка на работу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЭкоГрад - Лето»

Аверина Екатерина Павловна, Горшкова Любовь Андреевна, педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования им. В. Волошиной»,

Кемеровский городской округ

https://disk.yandex.ru/i/G79OOm7fVgEE8Q

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Простые исследования»

Погодаева Оксана Викторовна, Рыжкова Дарья Викторовна,педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/LfV9lFfy7IyjGA

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экология города»

Лапина Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/178mAjyGRArIpQ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Встреча с природой»

Радостева Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района г. Кемерово

https://disk.yandex.ru/i/0qcTqDGW3tyWzg

Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЭкоЗнайки или 5 шагов навстречу природе»

Тимофеев Антон Валерьевич, Шипилова Ольга Алексеевна, Крылова Алина Алексеевна, педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», Новокузнецкий городской округ

http://ecotaun.tilda.ws/ecoznaiki

Цифровой образовательный ресурс

«7 Чудес Кузбасса»

Тимофеев Антон Валерьевич, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», Новокузнецкий городской округ;

Груздева Елена Геннадьевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №36», Осинниковский городской округ

http://ecotaun.tilda.ws/7kuzbass

Методический кейс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология. Природа. Человек»

Антонович Ольга Александровна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества», Киселевский городской округ

https://disk.yandex.ru/d/2w8zsgig141OXw

Разработка заседания методического объединения на тему «Планирование организации и проведения Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» на территории Киселевского городского округа»

Запольская Анастасия Борисовна, методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», Киселевский городской окру

https://disk.yandex.ru/i/8K_9HtgbxWAvYw

Памятка обучающемуся по проектной деятельности

Жидкова Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/PwhhctOL9eJBgQ

Памятка юному исследователю

Гундарева Анна Викторовна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов», Новокузнецкий городской округ

https://disk.yandex.ru/i/Sa_ihsIHWinN1w

Библиотечно-информационные ресурсы

Экология

Ботаника

Зоология

Растениеводство

Флористика

  1. "Современные композиции. Школа флористики" - читать интересную книгу автора (Спичакова С.)
    https://bookree.org/reader?file=478525&pg=2
  2. "Параллельная техника. Полный курс флористики" - читать интересную книгу автора (Мишукова Е.)
    https://bookree.org/reader?file=478484
  3. "Композиции на оазисе. Полный курс флористики" - читать интересную книгу автора (Локрина Т.)
    https://bookree.org/reader?file=673932
  4. "Великолепные букеты из цветов. Аранжировка. Флористика. Икебана" - читать интересную книгу автора (Витвицкая М.Э.)
    https://bookree.org/reader?file=524371&pg=5
  5. "Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев" - читать интересную книгу автора (Людмила Белецкая)
    https://bookree.org/reader?file=588317
  6. "Школа флористики. Искусство составления букетов для торжественных случаев" - читать интересную книгу автора (Риби Бегония)
    https://bookree.org/reader?file=586313
  7. "Современная флористика" - читать интересную книгу автора (Петер Асманн)
    https://bookree.org/reader?file=594220
  8. "Флористика. Праздничные композиции. Практическое руководство" - читать интересную книгу автора (Елена Смирнова) https://bookree.org/reader?file=601146
  9. "Школа флористики:гобелены и ширмы" - читать интересную книгу автора (Юлия Мамонтова)
    https://bookree.org/reader?file=634623
  10. "Основные понятия и термины флористики" - читать интересную книгу автора (Юрцев Ю.А., Камелин Р.В.)
    https://bookree.org/reader?file=696184
  11. "Композиции с берестой" - читать интересную книгу автора (Татьяна Локрина)
    https://bookree.org/reader?file=673935
  12. Видео-экскурсия по оранжерее ГУДО ОДЭБС
    https://vk.com/video-19114397_456239180
  13. Слайд-шоу к занятию т/о "Флористические фантазии" по изготовлению открытки ко Дню матери
    https://vk.com/video315713249_456239063
  14. Мастерим подарок-открытку любимой маме!
    https://vk.com/video314841774_456239073
  15. Аппликация «Птичка на ветке» из круп
    https://vk.com/video-19114397_456239150
  16. Букет из орехов! Оригинальный подарок своими руками! Мастер-класс
    https://vk.com/unnat42?w=wall-19114397_2907
  17. Мастер -класс по изготовлению настольной новогодней композиции
    https://vk.com/doc315713249_578048600?hash=c2dc99eecfcfd4ddbe&dl=f4df9d07caaccfa014

Книги на иностранном языке, но с наглядными иллюстрациями, по которым легко освоить технику керамофлористики

  1. Polymer Clay 101. Master Basic Skills and Techniques Easily through Step-by-Step Instruction - 2011
    https://vk.com/doc-23666236_78362594?hash=0f57db985194cf3571
  2. Шаг за шагом персонажи из полимерной глины
    Making gifts in polymer clay - Stacey Morgan
    http://vk.com/doc-23666236_78360000?hash=0feedb3aa864
  3. Используем краску, текстуры. Лепим персонажей, скелеты и смешных птичек. Базовые приемы.
    Fago С., Marshall E., McRee L., Sargeant G. - Polymer Clay Art. Projects and Techniques for Jewelry, Gifts, Figures, and Decorative Surfaces - 2007
    http://vk.com/doc-23666236_78357366?hash=d4a699139990
  4. Используем жикую пластику
    Ann Mitchell - Liquid Polymer Clay - 2003
    http://vk.com/doc-23666236_78356662?hash=d7fba285d1a0
  5. Лепим реалистичных животных
    Creating Life-Like Animals in Polymer Clay - Katherine Dewey
    http://vk.com/doc-23666236_78354806?hash=1081c791bbe0

Антитеррор

Лекция «Экстремизм: понятие, виды, ответственность»

(1) Тема: «Экстремизм: понятие, виды, ответственность»

Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан России, общественную безопасность и общественный порядок.

(2) Исходя из степени общественной опасности проявлений экстремизма, в 2002 году был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (№114-ФЗ от 25.07.2002), а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за противоправные действия экстремистского характера. Законом «О полиции» противодействие экстремистской деятельности отнесено к компетенции полиции.

С момента начала системной борьбы с экстремизмом, он в значительной степени эволюционировал от редких, по большей части хулиганских проявлений, к массовым противоправным акциям, взрывам, поджогам, убийствам, иным тяжким преступлениям, а единичные субъекты экстремистской деятельности сменились экстремистскими сообществами, вовлекающими в свою деятельность значительное количество лиц, в первую очередь из числа молодежи.

(3) Экстремизм (от лат. «крайний») – приверженность крайним взглядам, мерам. Как правило, выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.

В сущности, экстремизм является идеологически мотивированным деянием, направленным на достижение конкретной цели в виде посягательства на конституционные основы государственного строя, общественную безопасность или интересы общества, публично совершенное общеопасным способом.

(4) За совершение экстремистских действий законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие основные правонарушения:

Статья 20.3 КоАП РФ Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;

Статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов;
Статья 20.3.1 КоАП РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

(5) Ответственность за данные правонарушения экстремистского характера предусматривается в виде штрафов в размере до 20 000 рублей для граждан (для юридических лиц – до 1 млн), а также обязательных работ на срок до 100 часов и административного ареста до 15 суток.

(6) Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя следующие основные составы экстремистских преступлений:

Статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Статья 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

Статья 282.1 УК РФ Организация экстремистского сообщества;

Статья 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации;

Статья 282.3 УК РФ Финансирование экстремистской деятельности.

(7) За данные преступления экстремистской направленности Уголовным кодексом Российской Федерации, предусмотрены наказания в виде штрафов до 800 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов, ограничение свободы до 2 лет, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 15 лет.

(8) Из-за отсутствия четкого определения явления «экстремизм» существу­ет большое количество видов экстремизма, которые выделяются в зависимости от различных критериев (направленность, мотив, цель и т.п.). Основные виды экстремизма, выделяемые по направленности – это религиозный и национальный экстремизм. В зависимости от цели (мотива) экстремистской деятельности выделяют такжеполитический экстремизм.

(9) Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к предста­вителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

(10) Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений – в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах, акциях геноцида, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, отвергая подобные права других национальных и этнических групп.

(11) Политический экстремизм – использование радикальных форм и методов борьбы с действующей властью, достижение политических целей крайними методами, вплоть до террористических актов.

Как уже было отмечено, экстремизм сегодня приобретает все более организованные формы, в частности выражаясь в деятельности экстремистских организаций.

(12) Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Список организаций, деятельность которых запрещена на территории РФ в связи осуществлением экстремистской деятельности, постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минюста РФ.

По направленности политической идеологии можно условно выделить «левый» и «правый» экстремизм.

(13) «Левый» экстремизм заимствует идеи революционизма, анар­хизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объ­ектами их критики выступают социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе. Устранить эти явления они готовы любыми средствами, вплоть до вооруженных восстаний и мятежей.

Целью является - бескомпромиссная борьба за мировую революцию (подобные организации присутствуют практически во всех странах, например, «Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Ита­лии, «Революционная армия» в США, «Красная армия» в Японии). Часть «левых» экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизан­скую войну, совершает террористические акты, захват заложников.

(14) Близко к «левым» примыкают анархисты и антифашисты. Современные антифашисты в России представлены как автономными группами, члены которых могут иметь разные политические взгляды, начиная от левых социал-демократов и заканчивая ультралевыми марксистами и анархистами, так и общественными движениями и организациями (Молодёжное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество «Мемориал», «Комитет 19 января»), разделяющими антифашистские идеи.

(15) «Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультрапра­вые, националистические, расистские движения) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плуто­кратии», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными общественными организациями и политическими деятелями. Мно­гие из них действуют под прикрытием государства («Лига защиты евреев» в США, «Правый сектор» в Украине и др.).

(16) В качестве отдельного вида экстремизма можно выделить молодежный экстремизм взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, отсутствием четкой идеологической основы. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу своего возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Первым шагом на пути к членству в молодежной экстремистской организации зачастую становится вовлечение в асоциальные неформальные молодежные субкультуры (например, футбольные фанаты, сатанисты). Конечно, не все субкультуры оказывают негативное воздействие на личность подростка.

Также зачастую для молодежного экстремизма характерно совершение преступлений и правонарушений в сети Интернет.

(17) Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется Министерство юстиции России.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на официальном сайте Минюста РФ.

Нужно проявлять внимание и критически относиться к тому, что вы хотите разместить на своей странице в социальной сети, это касается и текстов, и аудиозаписей, и видеоматериалов и даже комментариев. Нужно иметь в виду, что ваша деятельность в сети Интернет отслеживается сотрудниками правоохранительных органов.

Правила поведения на воде в летний период

Методические материалы противопожарной профилактики

Уважаемые коллеги!

В целях противопожарной профилактики предлагаем использовать методические материалы, размещенные на сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр» в разделе «Новости».

Материалы доступны по ссылке: https://greenwire-russia.greenpeace.org/stranica/detyam-o-prirodnykh-pozharakh.

Фотоальбом