Публичный доклад ГОУ ДОД ОДЭБС 2010/2011 учебный год

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция» является научно-методическим центром экологического образования, исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся Кемеровской области. Станция имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 24.12.2009 года А 330297 № 9905; свидетельство о государственной аккредитации от 12.09.2007 года АА 178063 № 1321-07 (высшая категория).

Станция является государственным учреждением, основное предназначение которого – развитие системы эколого-биологического дополнительного образования.

В области система представлена станциями юных натуралистов, эколого-биологическими центрами и отделами в учреждениях дополнительного образования, творческими объединениями образовательных учреждений. В целях совершенствования деятельности и развития системы эколого-биологического образования осуществляется деятельность по следующим направлениям:

  • организация образовательной деятельности с детьми области;
  • проведение областных массовых мероприятий эколого-биологической направленности для детей;
  • программно-методическая и информационная поддержка образовательных учреждений области
  • повышение образовательного и профессионального уровня педагогических работников.
Подробнее...

Кадровые условия

Управление ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и собственным Уставом и характеризуется единоначалием и самоуправлением. Руководит деятельностью станции директор - заслуженный учитель Российской Федерации Свиридова Ольга Андреевна.

Работу отделов организуют заведующие отделами по направлениям: экология, биология, цветоводство и методическая деятельность.

Педагоги станции осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, положением и Уставом станции.

Всего 21 педагогический работник, в т.ч.:

1 директор;

3 заместителя директора;

4 заведующих отделом;

1 методист;

12 педагогов дополнительного образования;

из них мужчин – 4 (19 %), женщин – 17 (81 %).

Имеют ученую степень 1 педагог (доктор педагогических наук),

звание «Заслуженный учитель РФ» – 1 педагог,

«Почетный работник общего образования РФ» - 2 педагога, правительственные медали – 3 педагога.

Образовательный уровень педагогов достаточно высокий:

с высшим образованием 17 человек, со средним специальным 4 человека.

Администрация постоянно проводит политику повышения квалификации педагогических работников. Так, за 3 года различные виды курсового обучения на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли 12 педагогов, что составило 60% от общего числа.

Уровень профессиональной квалификации педагогов также достаточно высокий:

  • имеют высшую квалификационную категорию – 10 человек;
  • первую квалификационную категорию – 4 человека;
  • вторую квалификационную категорию – 4 человека.

На станции работают опытные педагоги, имеющие стаж работы: от 5 до 15 лет – 6 человек, более 15 лет - 15 человек.

Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство, участвуя в конференциях, семинарах, мастер-классах, методобъединениях, открытых занятиях, в областных и российских конкурсах.

Материально-технические условия

Областная детская эколого-биологическая станция имеет территорию 3,5 га, окруженную защитной зоной из древесных пород и кустарников. На территории находятся: административное здание, зоологический центр, лаборатории и кабинеты для занятий, три теплицы круглогодичного цикла, 22 парника, капитальные гаражи. Учебно-опытный участок состоит из плодово-ягодного сада, цветников, дендропарка, производственного, опытнического и коллекционного участков, отдела лекарственных растений.

Кабинеты оснащены техническими средствами обучения, мультимедийным оборудованием, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом, коллекциями и муляжами, гербариями, богатым видовым составом комнатных растений (300 видов) и животных (40 видов).

Постоянно пополняется библиотека, в настоящее время она содержит 2550 книг, журналов, брошюр эколого-биологической тематики.

Имеется транспорт.

Материальная база станции является основой для эффективной и творческой работы с детьми и педагогами области.

Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение

Организация образовательной деятельности осуществляется через дополнительные образовательные программы творческих объединений станции; экологическую школу Кемеровской области; тематические экскурсии; учебные практики для студентов ВУЗов.

Образовательные услуги, представляемые станцией, позволяют индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и стремления, естественную потребность в профессиональном самоопределении. Они направлены на:

  • формирование у детей экологического мышления, развитие творческой, активной личности;
  • удовлетворение познавательных потребностей в области эколого-биологических наук;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и подростков;
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся;
  • создание условий для участия подрастающего поколения в экологически ориентированной деятельности.

Целью образовательной деятельности станции является формирование экологического сознания, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, адаптация ее к жизни в обществе.

Для достижения этой цели предусматриваются следующие образовательные задачи:

  • обеспечить усвоение систематизированных знаний об окружающей среде;
  • формировать умения и навыки природоохранительной деятельности;
  • развивать личную ответственность за состояние окружающей среды;
  • формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой активности при решении экологических проблем;
  • формировать умения принимать ответственные решения в вопросах охраны окружающей среды.

Особенностью образовательного процесса на станции является эколого-биологическая направленность, которая ориентирована на организацию деятельности обучающихся в окружающей природной среде и создание условий для непосредственных наблюдений за животными и растениями в зоологическом центре и теплицах.

Правила приема на станцию обеспечивают прием всех детей, имеющих право на образование возрасте от 6 до 18 лет.

Продолжительность учебного занятия устанавливается:

  • для обучающихся дошкольного возраста – 30-40 мин;
  • для обучающихся младшего школьного возраста –1,5 ч;
  • для обучающихся среднего и старшего школьного возраста – от 1,5 до 3 часов с обязательным перерывом по 10 минут через каждые 40-45 минут занятий.

Общее содержание образовательного процесса

Направления

Творческие объединения, в которых реализуются образовательные программы

экология

«Экология Кузбасса»

«Юный эколог»

«Экология в цвете»

«Игровая экология»

«Экологический калейдоскоп»

«Экология животных»

«Экология растений»

«Экология и краеведение»

Экологическая школа Кемеровской области

цветоводство

«Флористика»

«Юный цветовод»

«Фитодизайнер»

«Умелые руки садовода»

«Мир растений»

«Природа и фантазия»

биология

«Живой уголок»

«Зеленый остров»

«Юный аквариумист»

«Гидробиология»

«Мир вокруг нас»

«Наш дом – Земля»

«Человек и природа»

 

Педагогический персонал работает в соответствии с установленной учебной нагрузкой по утвержденному расписанию занятий, участвует в обязательных плановых мероприятиях станции, города и области.

Режим рабочего дня: начало ежедневной работы в 8.30, окончание в 17.00.

Станция организует работу с детьми в течение всего календарного года. На осенне-зимне-весенний период каникул составляется отдельный план работы с детьми и подростками. В летнее время организуется работа по комплексным программам экологического образования обучающихся, осуществляется природоохранная деятельность, решаются задачи по формированию экологической культуры детей.

Решение учебно-воспитательных задач, связанных с экологической подготовкой обучающихся, осуществляется при использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм организации образовательного процесса: беседы, лекции, дискуссии, соревнования, экскурсии, лабораторные и практические, исследовательские работы, викторины, ролевые игры, марафоны, ярмарки, выставки, акции по охране природы родного края, семинары, конференции, олимпиады и др.

Одними из основных форм обучения являются: экспериментирование, исследование и проектирование, поэтому наряду со знаниями по предмету, обучающиеся получают знания по методике проведения опытов, исследований, наблюдений, анализа, методике статистической обработки результатов опыта и написанию рефератов, исследовательских работ, проектов.

Анализ результатов образовательной деятельности осуществляется по следующим критериям:

  • уровень овладения знаниями, умениями и навыками в практико- ориентированной деятельности;
  • уровень нравственного развития;
  • ориентация на готовность к выбору профессии;
  • удовлетворенность детей образовательным процессом;
  • удовлетворенность родителей образовательным процессом;
  • показатели участия в эколого-биологических мероприятиях различного уровня.

Социальный состав обучающихся

Учебный год

многодетные семьи

неполные семьи

неблагополучные

малообеспеченые

дети- сироты

подопечные дети

состоят

в ПДН

2006-2007 9       34 4  
2008-2009 11 83 62 142 28 4 0

2009-2010

 

38

91 42 112

13

2

4

По полу

Учебный год

девочки

%

мальчики

%

 

2006-2007

2008-2009

2009-2010

 

364

382

396

 

57,2

58.2

58.2

 

 

272

274

284

 

 

42,8

41.8

41.8

 

Возрастная характеристика детского коллектива

Учебный год

 

 

дошкольники

 

 

7-9 лет

10-14 лет

15-18 лет

Итого

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

 

 

2006-2007

2008-2009

2009-2010

 

 

 

40

40

48

 

 

 

6

6

7.0

 

 

 

162

136

176

 

 

 

26

21

25.9

 

 

 

301

320

280

 

 

 

47

49

41.2

 

 

 

133

160

176

 

 

 

22

24

25.9

 

 

 

636

656

680

 

Сохранность контингента

Учебный год

обучаются 1-й год

обучаются 2-й год

обучаются 3-й год

итого

2006-2007

2008-2009

2009-2010

 

418

360

552

 

186

240

80

 

32

56

48

 

636

656

680

 

 

Увеличивается количество областных и российских мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся и педагоги станции. В 12 из 17 областных мероприятий приняли участие 22 обучающихся и 4 педагога (в двух конкурсах – коллектив).

Участие обучающихся и педагогов ГОУ ДОД ОДЭБС

в областных мероприятиях (2009-2010 учебный год)

Наименование мероприятия

Участник

Руководитель

1.

Заочная конкурсная программа экологических проектов «Цивилизация: благо или опасность» для обучающихся экологической школы Кемеровской области (ЭШКО)

Барбышев Антон, Сталинина Вера –т/о «Зеленый остров» - 2 место (ДОиН);

Татаринцев Никита, Денцов Дмитрий- т/о «Зеленый остров»,

Игнатьева Екатерина, Пуртова Екатерина,

Караульнова Дарья –т/о «Человек и природа»

(ОДЭБС);

Петрачкова Оля,

Фарукша Арина –т/о «Мир растений»

Прохорович О.И.

 

 

 

 

Игнатьева Н.Ю.

 

Михайловская К.С,

 

 

2.

VII научно-практическая конференция школьников «Экология Кузбасса»

Лемко Надежда (т/о «Экология растений») – 3 место

Коротенко Т.В.

3.

Конкурс «Рождественский букет»

Пушкарева Юлия – т/о «Юный цветовод» (ДОиН);

Петрухина Кристина т/о «Флористика» (ОДЭБС)

Перебоева Л.И.

 

Филатьева Л.В.

4.

Конкурс методических материа-лов эколого-биологической направленности

Игнатьева Н. Ю.

Коротенко Т.В.

Ларина Т.И.

Прохорович О.И.

Благодарстенное за

участие

5.

Конкурс «Вторая жизнь вещей и материалов»

Артемьева Алена т/о «Флористика» (ДОиН)

Филатьева Л.В.

6.

Заочный конкурс детского творчества «Зеркало природы – 2010»

1

Филатьева Л.В.

7.

Заочный смотр-конкурс учебно-опытных участков образовательных учреждений

Коллектив

Диплом за участие

8.

Конкурс на лучший социально-значимый проект (КРИПКиПРО)

Коротенко Т. В.

 

9.

Конкурс творческих работ «Живая память Кузбасса» (ОЦДОД)

Караульнова Дарья

т/о «Человек и природа»

 

10.

Конкурс «Оставим елочку в лесу» (Департамент лесного комплекса)

Коллектив

Почетная грамота

победителя

11.

Y Открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» (г. Новосибирск)

Лемко Надежда

Коротенко Т.В.

12.

Региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (г. Белово)

Огородов Матвей,

Петрачкова Оля,

Фарукша Арина –т/о «Мир растений»

Михайловская К.С.

В 14 российских мероприятиях приняли участие 28 обучающихся и 4 педагога.

 

Участие обучающихся и педагогов ГОУ ДОД ОДЭБС во Всероссийских мероприятиях (2009-2010 учебный год)

Наименование мероприятия

участник

руководитель

1.

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура»

Винник Елизавета –

Диплом Лауреата

 

Новиков О.Л.

2.

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (ФДЭБЦ)

Лемко Надежда –

за участие

Коротенко Т.В.

3.

Всероссийский смотр-конкурс пришкольных участков образовательных учреждений

Коллектив –

за участие

 

4.

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Лемко Надежда-

за участие

Коротенко Т.В.

5.

Всероссийский экологический форму «Зеленая планета»

5 участников: 3 (тв.об. «Юный цветовод»); 2 (тв.об.»Флористика)

Перебоева Л.И.

Филатьева Л.В.

6.

Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»

2 уч-ка: 1 (тв.об. «Экология и краеведение»);

Лемко Надежда

за участие

Новиков О.Л.

Коротенко Т.В.

7.

Российская акция «Сохраним мир птиц»

Коллектив биологического отдела

Игнатьева Н.Ю.

8.

Российская акция «Учет водоплавающих птиц»

2 уч-ка биолог.отдела

Игнатьева Н.Ю.

9.

2 Межрегиональная олимпиада по биологии и экологии (г. Ярославль)

2 уч-ка (тв.об. «Экология растений»

Коротенко Т.В.

10.

Всероссийская акция «Марш парков», викторина «Что мы знаем о заповеднике «Кузнецкий Алатау»

2 уч-ка (тв.об. «Экология растений»)

Коротенко Т.В.

11.

Всероссийский конкурс- викторина «приключения бельчонка Тима» (ФДЭБЦ

3 уч-ка (тв.об. «Мир растений», «Экологический калейдоскоп», «Экология животных)

Михайловская К.С.,

Бабец Я.А.,

Ларина Т.И.

12.

Сетевая акция «Долгожданная весна» (ФДЭБЦ)

1 уч-к биолог. отдела

Игнатьева Н.Ю.

13.

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по эколого-биологической проблематике

(г. Ярославль)

Игнатьева Н.Ю.

Коротенко Т.В.

за участие

14.

Всероссийский конкурс методических материалов эколого-биологической направленности (ФДЭБЦ)

Игнатьева Н.Ю.

Ларина Т.И.

Прохорович О.И.

1 место

1.

Международный конкурс «Наука без жестокости»

Миркушева Татьяна

8 человек (тв.об. «Человек и природа», «Экология растений»)

Победитель

за участие

Ежегодно педагогический коллектив станции проводит 15-20 областных мероприятий эколого-биологической направленности.

Областные мероприятия для обучающихся и педагогов, организованные и проведенные ГОУ ДОД ОДЭБС в период с 2008 г. по 2010 г.

Название, цель и периодичность проведения мероприятия

Категория, возраст и количество участников

Результаты проведения (в том числе количество победителей)

2008

2009

2010

2008

2009

2010

1.

Заочный конкурс «Зеркало природы»

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды

Ежегодно

Обучающиеся,

7-18 лет,

500 чел.

Обучающиеся,

7-18 лет,

400

Обучающиеся,

7-18 лет,

400

13 победителей,

34 грамоты за участие,

11 благ. писем

13 победителей,

32 грамоты за участие,

12 благ. писем

12 победите-лей,

32 благ. письма

2.

Заочный конкурс «Рождественский букет»

Цель: пропаганда бережного и внимательного отношения к природе родного края.

1 раз в 2 года

Обучающиеся,

10-17 лет,

220

нет

Обучающиеся,

10-17 лет,

230

6 победителей,

28 грамот за участие,

6 благ. писем

нет

10 победите-лей,

21 грамота за участие,

9 благ. писем

3.

Конкурс методических материалов по эколого-биологическому образованию

Цель: развитие творческого потенциала педагогических работников

1 раз в 2 года

Педагоги,

130

нет

Педагоги

220

12 победителей,

25 грамот за участие

нет

12 победите-лей,

18 благ. писем

4.

Конференция обучающихся экологической школы Кемеровской области

Цель: выявление и поощрение обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам

Ежегодно

Обучающиеся,

14-18 лет,

45

Обучающиеся,

14-18 лет,

50

нет

15 победителей,

20 грамоты за участие,

12 благ. писем

15 победителей,

20 грамоты за участие,

13 благ. писем

нет

5.

Акция «Продолжим юннатские традиции»

Цель: развитие системы эколого-биологического дополнительного образования

К знаменательным датам

Обучающиеся,

7-18 лет,

140

нет

нет

7 победителей,

15 грамот за участие,

5 благ. писем

нет

нет

6.

Заочный конкурс фоторабот «Удивительные жители Земли»

Цель: формирование экологической культуры обучающихся

Обучающиеся,

7-18 лет,

140

Обучающиеся,

7-18 лет,

170

нет

3 победителя,

21 грамот за участие,

6 благ. писем

9 победителей,

20 грамот за участие,

 

нет

7.

Смотр-конкурс учебно-опытных участков

Цель: повышение значимости учебно-опытных участков в образовательной деятельности учреждений

Ежегодно

Педагоги

1000

Педагоги

1200

Педагоги

1200

8 победителя,

11 грамот за участие,

8 благ. писем

6 победителя,

13 грамот за участие,

6 благ. писем

 

8.

Слет юных экологов

Цель: выявление и поощрение обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам

1 раз в 2 года

Обучающиеся,

14-18 лет,

65

нет

нет

4 победителя,

58 грамот за участие,

4 благ. письма

нет

нет

9.

Заочный конкурс «Флориада»

Цель: демонстрация достижений педагогов и обучающихся в озеленении и благоустройстве школы, микрорайона, села

Обучающиеся,

7-18 лет,

150

нет

нет

6 победителей,

13 грамот за участие,

6 благ. писем

нет

нет

10.

Конкурс экологических проектов

Цель: привлечение обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды

Ежегодно

Обучающиеся,

14-18 лет,

250

Обучающиеся,

14-18 лет,

225

Обучающиеся,

14-18 лет,

195

15 победителей,

20 грамот за участие,

13 благ. писем

15 победителей,

20 грамот за участие,

13 благ. писем

13 победите-лей,

13 благ. писем

11.

Акция «Помоги птице зимой!»

Цель: повышение уровня экологического сознания обучающихся

1 раз в 2 года

Обучающиеся,

7-18 лет,

230

нет

Обучающиеся,

7-18 лет

 

6 победителей,

22 грамот за участие,

6 благ. писем

нет

Итоги в ноябре 2010

12.

Заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Цель: воспитание у детей ценностного отношения к природному и культурному окружению

1 раз в 2 года

Обучающиеся,

12-18 лет,

250

нет

Обучающиеся,

12-18 лет

 

14 победителей,

32 грамот за участие,

12 благ. писем

нет

Итоги в декабре 2010

13.

Лесной конкурс «Подрост»

Цель: расширение и углубление знаний и умений по лесной экологии

Ежегодно

Обучающиеся,

14-18 лет,

250

Обучающиеся,

14-18 лет,

260

Обучающиеся,

14-18 лет

 

7 победителей,

11 грамот за участие,

6 благ. писем

8 победителей,

9 грамот за участие,

5 благ. писем

Итоги в декабре 2010

14.

Конкурс водных проектов старшеклассников

Цель: поощрение деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды

Ежегодно

Обучающиеся,

14-18 лет,

20

Обучающиеся,

14-18 лет,

41

Обучающиеся,

14-18 лет,

45

6 победителей,

14 грамот за участие,

5 благ. писем

6 победителей,

27 грамот за участие,

4 благ. письма

3 победите-ля,

3 благ. письма

15.

Конкурс листовок «Сохраним елочку!»

Цель: сохранение лесных богатств Кузбасса

 

Обучающиеся,

7-18 лет,

250

нет

нет

4 победителя,

22 грамоты за участие,

3 благ. письма

нет

нет

16.

Заочный конкурс «Флористическая радуга»

Цель: воспитание бережного отношения к природе

1 раз в 2 года

нет

Обучающиеся,

11-18 лет,

200

нет

нет

6 победителей

22 грамоты за участие,

7 благ. писем

нет

17.

Профильная смена «Школа юного исследователя»

Цель: обучение детей, имеющих опыт исследовательской деятельности

Ежегодно

нет

Обучающиеся,

14-16 лет,

234

Обучающиеся,

14-16 лет,

236

нет

нет

нет

18.

Акция «Летопись добрых дел по сохранению природы»

Цель: поддержка общественно значимой деятельности детско-юношеских объединений

Ежегодно

нет

Обучающиеся,

12-18 лет,

120

Обучающиеся,

12-18 лет,

130

нет

6 победителей

9 грамоты за участие,

7 благ. писем

14 победите-лей

14 благ. писем

19.

Заочный конкурс плакатов «Сохраним землю для потомков»

Цель: привлечение внимания детей к экологическим проблемам

нет

Обучающиеся,

7-18 лет,

160

нет

нет

3 победителя

17 грамот за участие,

 

нет

20.

Заочный смотр-конкурс ученических производственных бригад

Цель: освоение трудовых навыков обучающихся в сфере сельскохозяйственного производства

1 раз в 2 года

нет

Обучающиеся,

14-16 лет,

200

нет

нет

3 победителя

5 грамот за участие,

6 благ. писем

нет

21.

VII областная научно-практическая конференция

«Экология Кузбасса»

Цель: формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности

1 раз в 2 года

нет

Обучающиеся,

14-18 лет,

200

нет

нет

15 победителей,

31 грамота за участие,

14 благ. писем

нет

22.

Конкурс радиообращений «Сохраним леса Кузбасса от огня!»

Цель: противопожарная пропаганда и ответственное отношение к лесным богатствам

нет

Обучающиеся,

7-18 лет,

80

нет

нет

3 победителя,

20 грамот за участие,

 

нет

23.

Заочный конкурс школьных лесничеств

Цель: поддержка деятельности обучающихся по сбережению и приумножению лесных богатств

нет

нет

Обучающиеся,

12-18 лет,

120

нет

нет

 

3 победите-ля,

6 благ. писем

 

24.

Акция «Подари свой лес потомкам!»

Цель: повышение уровня экологической культуры

нет

нет

Обучающиеся,

7-18 лет,

160

нет

нет

6 победите-лей,

16 благ. писем

 

25.

Заочный конкурс творческих работ «Разноцветные символы весны»

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам сохранения видового разнообразия раннецветущих растений

нет

нет

Обучающиеся,

7-18 лет,

180

нет

нет

7 победите-лей,

14 благ. писем

 

26.

Конкурс «Вторая жизнь вещей и материалов»

Цель: привлечение внимания к проблеме твердых бытовых отходов

нет

нет

Обучающиеся,

7-18 лет,

180

нет

нет

14 победите-лей,

14 благ. писем

 

Методическая деятельность

Целью методической работы станции является: оказание методической помощи педагогам в улучшении организации экологического образования и воспитания детей, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Основными направлениями методической деятельности являются:

  • программно-методическое и информационное обеспечение педагогов области;
  • поиск и внедрение новых технологий, форм и методов образовательной и воспитательной деятельности;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • повышение квалификации, профессионального роста и мастерства педагогических кадров образовательных учреждений.

На основе анализа состояния непрерывного эколого-биологического образования в учреждениях области планировалась работа по повышению профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

28 октября 2010 года состоялось семинар-совещание руководителей УДОД эколого-биологической направленности. В нем приняли участие 32 человека из 18 территорий области.

Были рассмотрены вопросы по проблемам и перспективам развития системы дополнительного образования, новому порядку аттестации педагогических работников, особенности бюджетных, казенных и автономных учреждений дополнительного образования детей. Руководители были ознакомлены с современными глобальными и региональными проблемами охраны окружающей среды.

Участники отметили высокий уровень организации и информативный характер семинара-совещания.

17 марта 2011 года на базе Городской станции юных натуралистов г. Новокузнецка состоялся семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Инновационные формы организации деятельности детей в УДОД эколого-биологической направленности». В семинаре-практикуме приняли участие 37 педагогов из 17 территорий области. Программа семинара включала в себя следующие вопросы:

1. Место и роль инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования (на примере городской станции юных натуралистов г. Новокузнецка);

2. Практическое использование инновационных форм организации деятельности детей в условиях творческого объединения и научного общества учащихся.

Руководители семинара раскрыли вопросы научно-методического обеспечения инновационной деятельности педагогического коллектива городской станции и его вклада в развитие муниципальной системы образования.

В панораме практического опыта были показаны открытые занятия с разными возрастами обучающихся. Интегрированное занятие с использованием мультимедийных технологий и сюжетно-ролевая игра для дошкольников носили инновационный характер.

Тщательно подготовлены и глубоко продуманы были деловая игра, творческая мастерская, защита электронных презентаций для старшеклассников.

На круглом столе педагоги поблагодарили организаторов за творческую атмосферу, доброжелательность и отметили актуальность темы семинара, профессионализм педагогов, высокий уровень проведения мероприятия.

Для развития творческого потенциала педагогов использовались следующие виды деятельности:

  • посещение занятий творческих объединений;
  • изучение деятельности педагога по повышению педагогической и методической квалификации;
  • изучение педагогического опыта;
  • организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов;
  • создание методической копилки (методические разработки педагогов по темам самообразования).

Анализ посещенных занятий показал, что педагоги используют в своей деятельности следующие способы взаимодействия с воспитанниками:

1.Способы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные: лекция, рассказ, беседа;
  • наглядные, иллюстративно-демонстрационные;
  • экскурсия;
  • практические (опыт, упражнение);
  • логические (анализ).

2.Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

  • игра;
  • поощрение и похвала;
  • чередование видов детской деятельности.

Для осуществления контроля и самоконтроля применялись тесты, самостоятельная работа, контрольные задания.

Педагогами использовались следующие педагогические технологии и их элементы:

  • технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся;
  • технология развивающего обучения, т.е. развитие личности и ее способностей;
  • технология дифференцированного обучения, когда создаются оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей;
  • технология личностно-ориентированного обучения, предполагающая развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

В целях повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования проводились индивидуальные консультации по работе с нормативными документами, новыми технологиями, методиками, новыми формами проведения занятий.

Для дальнейшего совершенствования методической работы необходимо:

  • проведение мониторинга затруднений в методической деятельности;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;
  • активизация работы методического объединения педагогов дополнительного образования.

Основные проблемы в деятельности станции

В образовательно-воспитательной деятельности:

  • недостаточная обеспеченность разноуровневыми и профильными образовательными программами;
  • недостаточное использование педагогами нетрадиционных методов обучения.

В работе с кадрами:

  • имеются перспективы роста квалификации некоторых педагогов дополнительного образования;
  • имеются перспективы профессионального роста педагогических работников.

В методической работе:

  • не все педагогические работники имеют публикации и участвуют в издательской деятельности;
  • недостаточно используются современные информационные технологии.

В организационно-массовой работе:

  • не все педагоги и их обучающиеся принимают участие в областных экологических мероприятиях;
  • недостаточное использование инновационных и нетрадиционных форм и методов при проведении массовых мероприятий для обучающихся.

В материально-технической базе:

  • недостаточное обеспечение оборудованием для использования информационных технологий;
  • недостаточное обеспечение сельско-хозяйственным оборудованием для обработки учебно-опытного участка.

СОТРУДНИЧЕСТВО С НАУЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Областная детская эколого-биологическая станция работает в тесном сотрудничестве с учреждениями и организациями, заинтересованными в эколого-биологическом образовании детей:

  • с Кемеровским государственным университетом - преподаватели КемГУ принимают участие в проведении массовых мероприятий для детей, исследовательской деятельности;
  • с Кемеровским сельскохозяйственным институтом - по организации опытнической и исследовательской работы с обучающимися, проведению массовых мероприятий;
  • с институтом экологии человека;
  • с областным комитетом природных ресурсов;
  • с департаментом лесного комплекса;
  • с департаментом сельского хозяйства;
  • с департаментом природных ресурсов и экологии;
  • с отделом водных ресурсов Верхнеобского бассейнового водного управления;
  • с Всемирным Фондом дикой природы – по организации мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия Кемеровской области, по работе Кузбасского клуба друзей Всемирного Фонда дикой природы;
  • с Кузбасским Ботаническим садом – по совместному проведению экологических акций, практической природоохранной деятельности;
  • с СМИ - по пропаганде экологических знаний, освещению практической природоохранной деятельности детей и педагогов Кемеровской области;
  • с Федеральным детским эколого-биологическим центром, который является координатором массовых мероприятий, курсов повышения квалификации педагогов, информационно-методического обеспечения.
  • с областными и губернаторскими образовательными учреждениями – по совместному проведению массовых мероприятий, экскурсий, опытнической и исследовательской деятельности обучающихся, оказанию помощи в озеленении помещений и территорий.

Приложение 1

 

Информация о финансовых показателях ГОУ ДОД ОДЭБС

 

за 2010 год.

 

Наименование показателя

Код КОСГУ

Утверждено бюджетом на 2010год

выделено денежных средств учреждению из бюджета на 2010год

заработано учреждением

произведены кассовые расходы

 

2

3

 

1

2

 

Заработная плата

211

6 876 136,00

6 711 077,00

-

6 711 077,00

Прочие выплаты

212

27 900,00

21 100,00

-

21 100,00

Начисления на оплату труда

213

1 763 291,00

1 719 100,00

-

1 719 100,00

Услуги связи

221

62 800,00

58 800,00

4 000,00

62 800,00

Коммунальные услуги

223

2 025 298,00

1 931 856,00

93 441,60

2 025 297,60

Арендная плата за пользование имуществом

224

12 556,30

12 554,30

-

12 554,30

Услуги по содержанию имущества

225

472 157,48

417 393,48

54 763,21

472 156,69

Прочие услуги

226

634 491,00

596 147,51

-

596 147,51

Пособия по социальной помощи населению

262

8 400,00

8 400,00

-

8 400,00

Увеличение стоимости основных средств

310 (271)

80 227,00

-

80 226,64

80 226,64

Увеличение стоимости материальных запасов

340 (272)

638 990,00

603 120,00

5 551,70

608 671,70

Прочие расходы

290

2 635 468,00

2 621 874,00

 

2 621 874,00

из низ:

 

 

 

 

 

уплата земельного налога

 

 

2 573 400,00

 

 

уплата налога на имущество

 

 

28 500,00

 

 

Итого:

 

15 237 714,78

14 701 422,29

237 983,15

14 939 405,44

Фотоальбом