1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет условия, порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс).
1.2. Цель проведения Конкурса - воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих Кемеровскую область.
1.3. Задачи Конкурса:
- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие развитию духовной привязанности к ней;
- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
1.4. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».
2. Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Кемеровской области в возрасте от 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
2.2. Допускается только индивидуальное участие.
3. Содержание сроки и порядок и проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится в два этапа - муниципальный и областной.
3.2. Сроки проведения областного этапа: декабрь 2018 г.
3.3. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для обучающихся 14-18 лет:
- Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование).
- Традиционная культура (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления).
- Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).
- Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
Для обучающихся 12-13 лет:
- Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.), в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать именно его предпочтение – в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.
3.4. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
- история природопользования и охраны природы;
- традиционное природопользование и окружающая среда;
- природные промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные природные объекты;
- травы и иные природные средства в народной медицине;
- экологические аспекты образования поселений;
- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
3.5. Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
- практический проект – в номинации «Традиционная культура»;
- видеозапись исполнения народных произведений (с аннотацией) – в номинации «Традиционная культура»;
- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
- публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
- художественная работа (рисунок и др.) и сочинение в номинации «Живой символ малой родины».
3.6. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1).
3.7. На Конкурс не принимаются работы:
- не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
- не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
- занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
- нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.
3.8. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (приложение 2).
3.9. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.
3.10. Для участия в Конкурсе до 1 декабря 2018 г. необходимо:
- заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
- организаторам муниципальных конкурсов необходимо заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
- конкурсные материалы направить по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10, ГУДО «Областная детская эколого-биологическая станция». Ответственный за проведение Конкурса: Коротенко Татьяна Владимировна, тел. (3842) 64-25-31.
4. Подведение итогов
4.1. В каждой номинации Конкурса определяются победители и призеры, которые награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.
4.2. Работы победителей Конкурса будут направлены в Федеральный детский эколого-биологический центр (г. Москва) для участия во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
Приложение 1
Требования к оформлению конкурсных работ
1. Общие требования к конкурсным работам
1.1. Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке. Принимаются работы, отпечатанные на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе и т.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А-4.
1.2. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема работы; фамилия и имя автора, класс; фамилия, имя, отчество, должность (полностью) руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта; год выполнения.
2. Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
- титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;
- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
- обзор литературы по теме исследования;
- методика исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
- основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
- заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
- список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть представлен в основном тексте или в приложении.
2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы (см. 2.1.), а в тексте приводятся ссылки.
2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.
3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры родного края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
- история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
- природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
- сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
- население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
- основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
- традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
- современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).
3.5. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.
4. Требования к публицистическому произведению
4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 22 машинописные страницы).
4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).
5. Требования к проектам номинации «Традиционная культура»
5.1. Проект должен состоять из следующих разделов:
- введение, где раскрывается его актуальность, цель, задачи;
- описание хода изучения темы проекта (по литературным и интернет-источникам, бесед с носителями традиций, экспертами и др.); история вопроса; описание особенностей традиции (национального костюма, предмета быта, рукоделия, песни, танца, обряда, игры и др.), а также технологии в данном конкретном регионе (городе, селе и др.)
- этапы работы над проектом;
- практические результаты, где необходимо обосновать практическую значимость проекта, возможности использования его результатов. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр; фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое.
Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на областной этап не принимаются.
6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
6.2. От каждого участника принимается не более, чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).
На Конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе: фамилия и имя, место проживания автора, почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.
6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст должен быть набран на компьютере. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О., место проживания автора, возраст, номер школы и класса, название работы).
6.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.
6.5. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.
Приложение 2
Критерии оценки конкурсных работ
1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы
- постановка цели и задач, актуальность темы;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- теоретическая проработанность темы, использование литературы;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала;
- глубина проработанности и осмысления материала;
- значимость и обоснованность выводов;
- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).
2. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы)
- стиль изложения, выразительность;
- степень информативности описания;
- использование комплексного, междисциплинарного подхода;
- достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
- качество картографического материала;
- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
3. Критерии оценки публицистического произведения
- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
- актуальность поднятой проблемы;
- оригинальность концепции и изложения;
- глубина осмысления темы;
- информативность;
- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
- стилистическая грамотность;
- образность, характер детализации.
4. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»
- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;
- объем и глубина проработки изученного материала;
- наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
- соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;
- знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);
- техника исполнения предмета или произведения;
- полнота и точность воспроизведения;
- соответствие стилю, композиции и символике;
- качество оформления материалов:
- видеофрагменты – режиссура и операторская работа.
5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:
- художественная выразительность и качество работ;
- оригинальность работ;
- информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста;
- значимость объекта и обоснованность выбора;
- научность представленного материала;
- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т.д.
Скачать положение