Положение о Региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс).

1.2 Конкурс проводится в рамках реализации:

  • Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16;
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 г. №2423-р «Об утверждении плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Всероссийского сводного плана мероприятий, направленного на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях на 2022 год.

1.3 Учредителем регионального этапа Конкурса является Министерство образования Кузбасса. Организует и проводит региональный этап Конкурса Государственное учреждение дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

2. Цель и задачи Конкурса

2.1 Цель Конкурса – вовлечение обучающихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации природного и культурного наследия своего края, национальных традиций народов России, направленную на патриотическое воспитание детей и молодежи, удовлетворение их индивидуальных и коллективных потребностей в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии.

2.2 Задачи Конкурса:

  • стимулировать участие школьников в творческой и исследовательской деятельности;
  • вовлечь школьников в деятельность по разработке и реализации проектов, направленных на развитие экологического и этнографического туризма в городах и малых поселениях своего края;
  • формировать у подрастающего поколения национальное самосознания, открытое для восприятия этнического своеобразия культур других народов, этического отношения к природе на основе общечеловеческих этно-конфессиональных нравственных ценностей.

3. Участники Конкурса

3.1 К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных организаций в возрасте от 10 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

3.2 В соответствии с выбранной номинацией Конкурса допускается индивидуальное и коллективное участие.

3.3 Замена участников в ходе Конкурса не допускается.

3.4. Участие в Конкурсе является добровольным, бесплатным (безвозмездным) и не предусматривает внесение организационного сбора.

3.4. Подача работы на Конкурс означает добровольное согласие с условиями Конкурса.

4. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

4.1. Для обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет:

  • «Эко-традиции» (рассматриваются творческие работы, отражающие уникальность местных традиций городов и малых поселений, - образцы сувенирной продукции, рецепты по приготовлению национальных блюд, рецепты лечения народными средствами, описание традиционных семейных и природоохранных праздников, направленные на сохранение традиций, культурной и природной среды);
  • «Этно-фенология» (рассматриваются научные работы участников проекта «Окружающий мир» по направлению «Наблюдения за сезонными изменениями в природе», отражающие приметы, традиции, поверья, связанные с одним из объектов, выбранных в рамках программы фенологических наблюдений);

4.2. Для обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет:

  • «Природа и этнос»(рассматриваются исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, места природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе, рациональное природопользование);
  • «Культурный код в природе» (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и развитие природно-культурной среды
  • в гражданском сообществе (селе, городе) через воспроизводство явлений нематериальной культуры (песен, танцев, игр, обрядов и др.), отражающих нормы природопользования, этику взаимоотношений этноса с природной средой, а также применения этнических компонентов в дизайнерских разработках, производстве современной продукции и предметов материальной культуры (сооружений, жилища, одежды, утвари, продуктов питания и др.);
  • «Эко-гид» (рассматриваются путеводители, описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины и направленные на развитие этноэкологического туризма);
  • «Эко-журналистика» (рассматриваются видеосюжеты, фоторепортажи, статьи, эссе, очерки, блоги, социальная реклама, посвященные задачам комплексного сохранения природного и культурного наследия малой родины и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения этноса с природной средой).

 

5. Порядок проведения Конкурса

5.1 Сроки проведения конкурса: муниципальный этап (сентябрь – октябрь) 2022 г.; региональный этап (октябрь – ноябрь) 2022 г.; федеральный (январь – март) 2023 г.

Работы, присланные на Региональный этап Конкурса после 20 октября 2022 года, не оцениваются.

5.2 Авторы работ, прошедшие заочный региональный отбор, приглашаются на профильную смену в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» для очной защиты (ноябрь, 2022 г.).

Очная защита конкурсных работ включает доклад с презентацией (7 минут) и ответы на вопросы членов жюри, присутствующих (5 минут).

5.3 Региональный этап Конкурса проводится с участием победителей муниципальных этапов и самовыдвиженцев.

5.4 К участию в региональном этапе Конкурса в категории «самовыдвиженец» допускаются все обучающиеся образовательных организаций Кемеровской области – Кузбасса в возрасте от 10 до 18 лет.

5.5 К участию в Конкурсе не допускаются работы:

  • реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • авторов, возраст которых не соответствует условиям Конкурса;
  • занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях ГУДО «Центр «Юннат», проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • оригинальность работы должна быть не меньше 55% (проверка на антиплагиат).

5.6 Официальная информация о Конкурсе размещается на официальном сайте ГУДО «Центр «Юннат» http://eco-kem.ru/, в группе «Вконтакте» https://vk.com/unnat42. Официальные хештеги Конкурса #ЮннатыКузбасса, #ММР2022, #МояМалаяРодина, #ДрузьяЗемли.

5.7 От одного автора (или авторского коллектива) может быть принято на Конкурс не более одной работы.

5.8 Участие в Конкурсе рассматривается как согласие на размещение конкурсных материалов в журнале «Юннатский вестник», средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.9 По итогам регионального этапа определяются участники финала Конкурса.

5.10 Для участия в Конкурсе до 20 октября 2022 г. необходимо:

  • заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • организаторам муниципальных конкурсов необходимо заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • направить конкурсные материалы в электронном варианте в виде архивного файла (zip или rar) размером не более 30 Мбайт на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Моя малая родина». В названии архива указать фамилию, имя автора и территорию: Иванова_Мария_Кемерово.

5.11 Информация о Конкурсе размещена на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат»: http://eco-kem.ru. Ответственный за проведение Конкурса: Волкова Юлия Леонидовна, тел. (3842) 64-25-31.

6. Подведение итогов Конкурса

6.1 Итоги Конкурса подводятся членами жюри по результатам очного этапа.

6.2 Решение жюри обжалованию не подлежит.

6.1 Участники регионального этапа получают сертификаты.

6.3 Победители и призеры награждаются грамотами Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат»

6.4 Работы победителей регионального этапа направляются для участия во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

6.5 Официальная информация о Конкурсе размещается на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru, группе https://vk.com/unnat42.

Ответственный за проведение Конкурса: Волкова Юлия Леонидовна, тел. 8 (3842) 64-25-31.

 

Приложение 1

Требования к оформлению конкурсных работ

1. Общие требования к конкурсным работам

1.1. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан-копий, а также видеороликов, созданных любыми доступными средствами, соответствующих тематике Конкурса.

Продолжительность видеоролика – до 3 минут. Оценивается оригинальность решений для раскрытия темы, глубина идеи, образность, индивидуальность творческого мышления, оригинальность используемых средств. Участники размещают ссылку на видеоролик на видеохостинг YouTube.

1.2. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

1.3. Объем работы не более 25 страниц (за исключением номинации «Эко-гид»), шрифт – 14, интервал – одинарный. Размер файла не должен превышать 30 Мб.

1.4. Конкурсные работы на финале Конкурса должны быть представлены на бумажном носителе вместе с презентацией.

На финал Конкурса допускается представление дополнительных наглядных материалов, которые должны согласовываться с темой работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Конкурсные работы вместе с дополнительными наглядными материалами после защиты возвращаются их авторам.

1.5. Презентация должна быть содержательной, иметь не более 15 слайдов. Текст не должен дублировать выступление, а лишь дополнять, акцентировать внимание на важном. На последнем слайде презентации необходимо указать источники информации, которые использовались при её создании.

Презентация может быть выполнена в любой удобной программе, однако конечный вариант должен иметь формат pdf. Размер презентации не должен превышать 15 Мб.

1.6. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион (субъект РФ) и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы.

2. Требования к работам номинации «Эко-традиции»

2.1. Работы, представляемые в данную номинацию, должны быть ориентированы на перспективу их использования при включении этно-экологического объединения обучающихся в работу по организации этно-экологического туризма в малых поселениях своего края.

2.2. Конкурсные работы по данной номинации представляются в виде сувенирной продукции, описания рецептов по приготовлению национальных блюд, описания традиционных семейных и природоохранных праздников, правил поведения в малых поселениях, которые должны быть направлены на сохранение традиций, культурной и природной среды.

2.3. Помимо представления своей творческой работы авторы также должны приложить письменное обоснование своего выбора предлагаемой сувенирной продукции.

2.4. Рекомендуется иметь в приложении наглядный материал в форме видеоролика, раскрывающий (или дополняющий) содержание конкурсной работы.

3. Требования к работам в номинации «Этно-фенология»

3.1. Выбор объектов в работах, представляемых в данную номинацию, должен соответствовать существующим народным приметам места проживания участника.

3.2. Работы предусматривают обязательное наличие экологических и культурологических аспектов, раскрывающих особенности объекта своих фенологических наблюдений.

3.3. Рекомендуется иметь в приложении наглядный материал в форме презентации, раскрывающий (или дополняющий) содержание конкурсной работы.

3.4. Для участия в номинации необходимо зарегистрироваться на портале «Окружающий мир РГО» (fenolog.rgo.ru) или в мобильном приложении, выбрать подходящий для вашей местности маршрут и вести электронный дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе согласно методике.

4. Требования к работам в номинации «Природа и этнос»

4.1. Структура исследовательской работы предусматривает:

  • титульный лист (требования см. выше);
  • содержание с указанием глав и страниц;
  • введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методику исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
  • основную часть, в которой представлены результаты и анализ исследования;
  • заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
  • список использованных источников и литературы.

4.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.

4.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.

4.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

5. Требования к работам в номинации «Культурный код в природе»

Проект должен состоять из следующих разделов:

  • введение, где раскрывается его актуальность (необходимо обосновать социальную значимость проекта, возможности использования его результатов), цель и задачи;
  • этапы и ход реализации проекта;
  • практические результаты. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр(ы); фотографии или рисунки изготовленного предмета и др.

Натуральные экспонаты на федеральный заочный этап не принимаются.

6. Требования к работам в номинации «Эко-гид»

6.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его самобытности, позволяющий читателю и экскурсанту при желании пройти маршрут самостоятельно.

6.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.

6.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность. В подписях к фотографиям должны быть указаны их источники.

6.4. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.

6.5. При использовании сведений из литературы или иных источников ссылки на эти источники обязательны.

7. Требования к работам в номинации «Эко-журналистика»

7.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 1 авторского листа (40 000 печатных знаков, или примерно 22 стандартные машинописные страницы).

7.2. Требования к социальной рекламе: соответствие идее Конкурса; общее эстетическое восприятие; высокий уровень эмоционального воздействия; качество технического исполнения; креативность (использование принципиально новых идей в создании работы); оригинальность художественного замысла.

7.3. Продолжительность видеосюжетов, видеороликов не должна превышать 3 минут.

7.4. К работе, кроме титульного листа, прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были), видеосюжеты. Указывается, как используется конкурсный материал в работе по сохранению природного и культурного наследия.

 

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки конкурсных работ на федеральном заочном этапе Конкурса.

1.1. Критерии оценки работ в номинации «Эко-традиции»:

  • соответствие требованиям к оформлению;
  • значимость объекта (творческой работы) или события (традиционные праздники, блюда и др.) и обоснованность отнесения к культурным и духовным традициям населения;
  • оригинальность работы;
  • достоверность представленного материала;
  • информативность текста и качество выполнения работы;
  • перспективность дальнейшего использования представленных объектов и событий, данных в описаниях работы, в этноэкологическом туризме и т.д.;

1.2. Критерии оценки работ в номинации «Этно-фенология»:

  • соответствие требованию к содержанию работы;
  • информативность текста и достоверность представленного материала;
  • обоснованность отнесения объекта фенологического наблюдения к культурным традициям;
  • полнота описания экологических и культурологических аспектов, раскрывающих особенности объекта фенологических наблюдений;
  • оценка природных условий, напрямую связанных с объектом фенологических наблюдений;
  • оригинальность работы.

1.3. Критерии оценки работ в номинации «Природа и этнос»:

  • качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др.;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • постановка цели и задач, актуальность темы и ее обоснование;
  • теоретическая проработанность темы, использование литературы;
  • обоснованность выбора методики;
  • достаточность собранного материала и полнота его представления;
  • глубина проработанности и осмысления материала;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • практическая значимость и (или) научная новизна исследования;

1.4. Критерии оценки работ в номинации «Культурный код в природе»:

  • соблюдение требований к оформлению проекта;
  • актуальность, соответствие цели и задачам проекта;
  • объем и глубина проработки содержания проекта;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода в содержании проекта, связанного с традициями изучаемого региона;
  • самобытность творческого замысла;
  • наличие иллюстративного материала (фотографии – качество и композиционное решение, видеофрагменты – режиссура и операторская работа);
  • степень завершенности проекта;
  • практическая значимость проекта.

1.5. Критерии оценки работ в номинации «Эко-гид»:

  • оригинальность темы, определенного ракурса представления материала;
  • стиль изложения, выразительность;
  • степень информативности описания;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
  • оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
  • качество картографического материала и удобство навигации;
  • практическое использование авторами собранного материала в экскурсионной работе и вклад в развитие этноэкологического туризма города или села, где проживает автор.

1.6. Критерии оценки работ в номинации «Эко-журналистика»:

  • актуальность поднятой проблемы;
  • глубина осмысления темы;
  • компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • информативность;
  • соответствие содержания поставленной проблеме;
  • оригинальность концепции и изложения материала;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • стилистическая грамотность, образность, характер детализации;
  • наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети «Интернет»).

2. Критерии оценки конкурсных работ на финале Конкурса:

2.1. Критерии оценки работ в номинации «Эко-традиции»:

  • соответствие идее Конкурса;
  • историческая, культурологическая и естественно-научная обоснованность выбора объекта или события данной территории;
  • техника исполнения творческой работы (сувенирной продукции), её качество, художественность, дизайн, оригинальность / творческий подход в представлении событий, данных в описании;
  • полнота представления работы;
  • самостоятельность и активность автора работы, степень владения материалом, ответы на вопросы;
  • практическая значимость выполненной работы.

2.2. Критерии оценки работ в номинации «Этно-фенология»:

  • обоснование соответствия объекта фенологического наблюдения существующим народным приметам;
  • наличие комплексного подхода в оценке природных условий, связанных с объектом наблюдений;
  • творческий подход в представлении работы;
  • полнота представления работы;
  • самостоятельность и активность автора работы, степень владения материалом, ответы на вопросы;
  • практическая значимость выполненной работы.

2.3. Критерии оценки работ в номинации «Природа и этнос»:

  • обоснование актуальности проведенного исследования, постановка цели и задач;
  • наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее Конкурса;
  • полнота изложения методики и обоснованность ее применения;
  • достаточность собранного материала для получения результатов и выводов; качество, четкость и наглядность представленных результатов исследования;
  • формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
  • качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • творческий подход, самостоятельность и активность исследователя, степень владения материалом, ответы на вопросы;
  • практическая значимость проведенного исследования для сохранения природного и культурного наследия.

2.4. Критерии оценки работ в номинации «Культурный код в природе»:

  • соответствие выступления теме проекта, информативность содержания;
  • раскрытие самобытности замысла проекта;
  • оригинальность исполнения (или воспроизведения);
  • компетентность автора в вопросах культурологии, этнологии и экологии;
  • качество выступления (четкость построения, соблюдение регламента, доступность изложения, выразительность);
  • самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы);
  • практические результаты проекта;
  • перспективность дальнейшего использования представленного материала.

2.5. Критерии оценки работ в номинации «Эко-гид»:

  • оригинальность представления материала;
  • качество картографического материала и удобство навигации;
  • наличие комплексного, междисциплинарного подхода (соответствие идее конкурса);
  • интересность, достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • интересность, достоверность и уровень подачи сведений о культуре;
  • качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения, наглядность);
  • самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы, наличие творческого подхода);
  • апробация и использование автором конкурсного материала в экскурсионной работе;
  • личный вклад автора в развитие этноэкологического туризма своего края.

2.6. Критерии оценки работ в номинации «Эко-журналистика»:

  • актуальность поднятой проблемы;
  • наличие комплексного, междисциплинарного подхода (соответствие идее конкурса);
  • стиль изложения, выразительность и образность;
  • глубина осмысления проблемы, логичность;
  • информативность представленного материала;
  • компетентность автора в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы).

Распечатать | Скачать

Фотоальбом