«Исследователем – Быть!»

Проект «Исследователем – Быть!» продолжается: юные натуралисты ведут активные поиски ответов на многие интересующие их вопросы. Благодаря этому Проекту юннаты «вооружились» современным микроскопом, позволяющим оцифровывать увеличенное изображение, а также мобильной лабораторией, с помощью которой можно проводить инструментальные исследования многих параметров окружающей среды. Нашим педагогам новое оборудование дает возможность познакомить ребят с современными методами исследований в области экологии, сформировать устойчивый интерес к эколого-биологическим знаниям.

Учащиеся творческого объединения «Флористические фантазии» на занятиях изучают комнатные растения, цветочно-декоративные растения открытого грунта, овощные и ягодные культуры. В настоящее время ребята увлеклись изучением пищевой ценности овощей, в частности, их заинтересовало содержание нитратов в овощах. Что такое нитраты? Почему они накапливаются в растениях? Каково влияние нитратов на организм человека? Эти и другие вопросы активно обсуждаются на занятиях. Изучив теоретические вопросы, организована практическая работа по определению нитратов в овощах. С помощью тест-системы «Нитрат-тест» для химического экспресс-анализа содержания нитратов в продуктах питания, учащиеся определили содержание нитратов в следующих овощах: картофель, капуста, морковь и кабачок. Ребята сравнивали содержание нитратов овощей, выращенных на Областной детской эколого-биологической станции и овощей, приобретенных в магазинах г. Кемерово. В результате исследования, в каждом наборе овощей выявлено содержание нитратов в пределах допустимого уровня. Учащиеся остались довольны положительными результатами исследования. Ведь это овощи, которые мы употребляем ежедневно.

Юные орнитологи творческого объединения «Игровая экология» погрузились в популяционную экологию. Их интересует половозрастная структура популяции большой синицы на территории станции. Ребята уже знают, что любой популяции присуща определенная организация. Распределение особей по территории, соотношение групп особей по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают соответствующую структуру популяции: пространственную, половую, возрастную и т.д. Структура формируется с одной стороны на основе общих биологических свойств видов, а с другой – под влиянием абиотических факторов среды и популяций других видов.

Структура популяции имеет, таким образом, приспособительный характер. Разные популяции одного вида имеют как сходные особенности, так и отличительные, характеризующие специфику экологических условий в местах их обитания.

Для изучения каждой конкретной популяции, успешности её существования и прогнозирования её численности в дальнейшем, очень важно знать ее половозрастную структуру. Так соотношение взрослых и молодых особей показывает устойчивость популяции; соотношение особей по полу и особенно доля размножающихся самок в популяции имеют большое значение для дальнейшего роста её численности.

Начинающие орнитологи используют метод кольцевания: отлавливают синиц, тщательно изучают их морфометрические особенности, окольцовывают и выпускают птиц. Каждое кольцо имеет уникальный номер, в дальнейшем, если окольцованная птица попадет в руки исследователям, можно будет узнать, где и когда она приобрела его. И тогда станет возможным ответить на вопрос как далеко она улетела, сколько прожила, и т.д.

Оранжерея круглогодичного цикла открывает перед юными натуралистами уникальную возможность проводить исследования почвы, особенностей развития некоторых растений и животных, их взаимодействия даже в зимний период. Ведь пока вокруг все покрыто снегом, в нашей оранжерее тепло и влажно. Учащиеся творческих объединений «Удивительная планета» и «Игровая экология» заметили в почве, которую используют для выращивания Зантедескии эфиопской (Каллы), большое количество беспозвоночных животных, ранее им неизвестных. И у них возник логичный вопрос: а не вредят ли эти существа растениям?

Так появилось новое направление исследований. Юннаты уже выяснили, что незнакомцы - это многоножки, получившие свое название благодаря многочисленным парам ног. Как стало известно из литературы, многоножки – это беспозвоночные животные, которые делятся на четыре класса членистоногих: губоногие, двупарноногие, пауроподы, симфилы. Большая часть многоножек - детритофаги, питающихся разлагающейся органикой и они играют важную роль в круговороте веществ.

Но как поведут себя многоножки в ограниченном пространстве, в условиях оранжереи? Вдруг, они могут наносить вред комнатным и оранжерейным растениям? На практических занятиях ребята определяют видовой состав многоножек. Сравнивают развитие растений, которые высажены в почву, свободную от многоножек, и растений, соседствующих с этими животными. Также через некоторое время ребята проверят корни растений на предмет повреждений, и если повреждения будут найдены, определят их степень и характер.

Учащиеся объединения «Удивительная планета» решили выяснить, каким образом качество воды может повлиять на развитие семян и рост растения кресс-салата. Считается, что талая вода обладает целебными свойствами и после размораживания она очищается от вредных для организма соединений. Для исследования взяли образцы водопроводной и талой воды. Причем талую воду получили двумя способами: заморозив водопроводную воду, с последующим размораживанием и путем растапливания снега, собранного на территории станции. Такая вода достаточно плотная, и по этой причине не слишком насыщена солями.

Для начала ребята научились определять качество воды органолептическими методами: сравнили воду по ее основным свойствам: прозрачность, мутность, запах и цвет. С помощью тест-системы определили водородный показатель (pH) у каждого образца исследуемой воды. Дальнейшее исследование направлено на то, чтобы изучить влияние воды на развитие растений. В качестве объекта наблюдений выбрано хорошо известное растение Кресс-салат. Это растение знаменито своей «чуткой» реакцией на различные факторы окружающей среды и часто используется как тест-объект.

Юные натуралисты пока делают первые шаги в познании окружающего мира. Их маленькие открытия приносят им большую радость, способствуют их развитию, формированию мировоззрения. Благодаря сотрудничеству Областной детской эколого-биологической станции с автономным учреждением культуры «Муниципальная информационно-библиотечная система» стало возможным оснастить учебный процесс новым оборудованием, позволяющим расширить методологические подходы к учебным исследованиям.

Коллектив ГУДО ОДЭБС выражает благодарность Андрею Викторовичу Морозову, главному специалисту по связям с общественностью МАУК "МИБС", за деятельное участие в наших исследованиях и организацию проекта «Исследователем – Быть!».

Фотоальбом