ПОЛОЖЕНИЕ об областном лесном конкурсе «Подрост-2017»

1. Общие положения

1.1. Областной лесной конкурс «Подрост» (далее – Конкурс) является региональным этапом Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»).

1.2. Цель Конкурса: привлечение учащихся к изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности, профессиональному самоопределению.

1.3. Задачи Конкурса:

  • подвести итоги деятельности школьных лесничеств и других творческих объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Кемеровской области;
  • выявить и поощрить учащихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности; а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с учащимися.

1.4. Учредителем конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».

 

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут участвовать учащиеся образовательных организаций Кемеровской области в возрасте от 14 до 18 лет, а также руководители творческих объединений эколого-лесохозяйственной направленности, педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций.

2.2. В номинациях Конкурса «Для учащихся» допускается только индивидуальное участие.

 

3. Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

для учащихся

  • лесоведение и лесоводство (лесная типология; изучение возобновления и формирования леса; влияния на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановление леса после рубок главного пользования, эффективность лесовосстановительных мероприятий; разведение лесных культур и др.);
  • экология лесных животных (фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
  • экология лесных растений (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений);
  • практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы – охрана лесов от пожаров; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы - привлечение птиц, расселение муравьев и др.; пропаганда знаний о лесе и др.);
  • подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве (рассматриваются работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства).

Для руководителей школьных лесничеств

  • школьные лесничества в условиях модернизации образования (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы организации, руководителя объединения по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и молодежи).

3.2. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1) и представлены в следующих формах:

  • учебно-исследовательская работа по номинациям «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (выполняется учащимся индивидуально);
  • практический природоохранный, социально-значимый проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется учащимся индивидуально);
  • описание опыта работы (выполняются участниками номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»).

3.3. Конкурс проводится ежегодно в два этапа: муниципальный, областной. Сроки проведения областного этапа: декабрь 2017 г.

3.4. От каждого муниципального образования на областной этап орган управления образованием (или организация, проводившая муниципальный этап) направляет работы победителей муниципального этапа Конкурса.

3.5. Жюри оставляет за собой право отбора представленных работ и изменения номинации.

3.6. Для участия в Конкурсе необходимо до 9 декабря 2017 г.:

  •  заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http:/eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия».
  • организаторам муниципальных конкурсов необходимо заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http:/eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • разместить материалы на GoogleДиске; направить ссылку на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Подрост».

Ответственный за проведение Конкурса: Грибовская Екатерина Владимировна, т. (3842) 64-25-31.

3.7. Конкурсные работы оцениваются в соответствии с критериями (Приложение 2).

3.8. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если:

  • содержание представленной работы не соответствует тематике Конкурса;
  • оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса (Приложение 1);
  • представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах областного уровня, проведенных департаментом образования и науки в предыдущем и текущем годах.

3.9. Работы (тезисы, фрагменты работ) могут быть опубликованы в СМИ с сохранением авторства за участниками Конкурса.

 

4. Подведение итогов Конкурса

4.1. Работы, представленные на Конкурс, оцениваются жюри. Победители Конкурса награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

4.2. Лучшие работы будут рекомендованы для участия во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» в г. Москва.

 

 

Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

 

1. Учебно-исследовательская работа должна содержать:

  • титульный лист с указанием (сверху вниз) полного наименования организации и объединения, темы работы, фамилии и имени (полностью) автора, класса, образовательной организации, муниципального образования, фамилии, имени, отчества (полностью) руководителя и консультанта, должности, места работы, года выполнения работы;
  • содержание, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
  • введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;
  • методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
  • результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;
  • выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
  • заключение,где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, вытекающиеиз данного исследования;
  • список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.

К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал - одинарный). В «шапке» тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора, фамилию, и.о. руководителя (если имеется), регион.

 

2. Практический природоохранный проект должен иметь:

  • титульный лист с указанием (сверху вниз) полного наименования организации и объединения, названия работы, фамилии и имени (полностью) автора, класса, образовательной организации, муниципального образования; фамилии, имени, отчества (полностью) должности, места работы руководителя и консультанта, года выполнения работы;
  • содержание, перечисляющие разделы;
  • введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;
  • этапы и механизмы реализации;
  • результаты по его реализации;
  • практическая значимость.

Желательно иметь в приложении наглядный материал, раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.

 

3. Описание опыта работы организации, руководителя школьного лесничества или другого объединения учащихся должно иметь:

Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора, полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.

Содержание включает в себя следующее:

  • краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (муниципального образования, организации, руководителя детского объединения);
  • характеристику условий, в которых создавался опыт; 
  • описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);
  • изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.

Приложение к описанию опыта работы может включать в себя: дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).

Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики, фотографии, публикации и пр., форматом не более А4). 

 

Требования к материалам, прилагаемым к работе

3.1. Дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать тематике Конкурса и Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей. 

3.2. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним – информативность и степень востребованности.

4. Работы, оформление которых не соответствуют вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.

 

 

Приложение 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КОНКУРСНЫХ РАБОТ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПОДРОСТ»

 

1. Учебно-исследовательская работа:

  • постановка цели и задач, обоснование актуальности;
  • обоснованность выбора методики;
  • достаточность собранного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
  • практическая значимость;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • качество оформления.

 

2. Практический природоохранный проект: 

  • постановка цели и задач, их соответствие актуальности существующей проблемы;
  • оригинальность подходов в решении, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
  • грамотность и логичность в последовательности реализации проекта;
  • практическая значимость проекта;
  • качество оформления.

 

3. Описание опыта работы:

  • новаторство и уникальность в организации деятельности;
  • разнообразие направлений и форм работы;
  • систематичность проводимой работы;
  • программно-методическое обеспечение содержания деятельности и его практическая значимость (дается в приложении в форме методической продукции или в форме списка);
  • результативность, успешность в профессиональном самоопределении учащихся;
  • качество оформления представленных материалов и их информативность.

Фотоальбом