1. Общие положения
1.1 Областной лесной конкурс «Подрост» (далее - Конкурс) является региональным этапом Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»).
1.2 Цель Конкурса: привлечение обучающихся к изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности, приобретению умений и навыков по лесной экологии, профессиональному самоопределению.
1.3 Задачи Конкурса:
- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других творческих объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Кемеровской области;
- выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися;
- выявление, развитие и профессиональное самоопределение детей и молодежи в области эколого-лесохозяйственного образования.
1.4. Учредителем конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».
2. Участники конкурса
2.1. В Конкурсе могут участвовать обучающиеся образовательных учреждений всех типов и видов в возрасте от 14 до 18 лет, а также руководители творческих объединений эколого-лесохозяйственной направленности, педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций.
2.2. В номинациях Конкурса «Для обучающихся» допускается только индивидуальное участие.
3. Порядок и сроки проведения конкурса
3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
«Для обучающихся»
- лесоведение и лесоводство (лесная типология; изучение возобновления и формирования леса; влияния на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановления леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий; разведение лесных культур и др.);
- экология лесных животных (фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
- экология лесных растений (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений);
- практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы - охрана лесов от пожаров; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы - привлечение птиц, расселение муравьев и др.; пропаганда знаний о лесе и др.);
- подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве (рассматриваются работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства).
«Для руководителей школьных лесничеств»:
- школьные лесничества в условиях модернизации образования (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы региона, учреждения, руководителя объединения по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и молодежи).
3.2. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1) и представлены в следующих формах:
- учебно-исследовательская работа по номинациям «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (выполняется обучающимся индивидуально);
- практический природоохранный проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется обучающимся индивидуально);
- описание опыта работы (выполняются участниками номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»).
3.3. Конкурс проводится ежегодно в два этапа: муниципальный, областной. Сроки проведения областного этапа: декабрь.
3.4. От каждого города/района на областной этап муниципальные органы управления образованием направляют не более 6 конкурсных работ победителей городского/районного этапа Конкурса (по одной в каждую номинацию).
3.5. Конкурсные материалы принимаются до 10 декабря 2012 г. по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10, областная детская эколого-биологическая станция. Анкеты-заявки (приложение 2) принимаются на адрес: oblsyn@bk.ru.
3.6. Конкурсные работы оцениваются в соответствии с критериями (Приложение 3).
3.7. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если:
- содержание представленной работы не соответствует тематике Конкурса;
- оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса (приложение 1);
- представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах областного уровня, проведенных департаментом образования и науки в предыдущем и текущем годах.
3.8. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
3.9. Работы (тезисы работ, фрагменты работ) могут быть опубликованы в печатных изданиях СМИ с сохранением авторства за участниками Конкурса.
4. Подведение итогов конкурса.
По итогам оценки конкурсных работ определяются победители. Победители Конкурса награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.
Работы победителей направляются на Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» в г. Москва.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
1. Учебно-исследовательская работа должна содержать:
- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения и объединения; темы работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс, школа, город/район; фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются), должность, место работы; год выполнения работы;
- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;
- методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
- результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;
- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
- заключение,где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, вытекающиеиз данного исследования;
- список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.
К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал - одинарный). В “шапке” тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора, фамилию, и.о. руководителя (если имеется), название региона.
2. Практический природоохранный проект должен иметь:
- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; названия работы; фамилии и имени (полностью) автора, класса, школы; фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеется), должность, место работы, город/район; год выполнения работы;
- оглавление, перечисляющие разделы;
- введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;
- этапы и механизмы реализации;
- результаты по его реализации;
- практическая значимость.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.
3. Описание опыта работы города/района, учреждения, руководителя школьного лесничества или другого объединения обучающихся должно иметь:
Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора, полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.
Содержание включает в себя следующее:
- краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (города/района, учреждения, руководителя детского объединения);
- характеристику условий, в которых создавался опыт;
- описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);
- изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.
Приложение к описанию опыта работы может включать в себя: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).
Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики фотографии, публикации и пр. форматом – не более А-4).
Требования к материалам, прилагаемым к работе
3.1. Образовательная программа дополнительного образования детей должна соответствовать тематике Конкурса и Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей.
3.2. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним – информативность и степень востребованности.
4. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, набраны на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены, в скоросшивателе и т.п. и пронумерованы. Формат – не более А-4.
5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться анкетой-заявкой (приложение 2).
6. Работы, оформление которых не соответствуют вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.
Приложение 2
Анкета-заявка
участника областного лесного конкурса «Подрост»
Территория (город/район)
|
Фамилия, имя,
отчество автора
|
Класс, место учебы участника (полное наименование учреждения, адрес, телефон, сайт, e-mail)
|
Учреждение,
при котором
выполнена работа
(полное наименование учреждения, адрес, телефон, сайт, e-mail)
|
Название работы
|
ФИО (полностью) руководителя, телефон
|
Номинация
|
|
|
|
|
|
|
|
«___» _____________ 20__ г.
_______________________________ _______________________ ________________
Должность
Подпись
ФИО
Приложение
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КОНКУРСНЫХ РАБОТ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПОДРОСТ»
1. Учебно-исследовательской работа:
- постановка цели и задач, обоснование актуальности;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала;
- глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
- практическая значимость;
- значимость и обоснованность выводов;
- качество оформления.
2. Практический природоохранный проект:
- постановка цели и задач, их соответствие актуальности существующей проблемы;
- оригинальность подходов в решении, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
- грамотность и логичность в последовательности реализации проекта;
- практическая значимость проекта;
- качество оформления.
3. Описание опыта работы:
- новаторство и уникальность в организации деятельности;
- разнообразие направлений и форм работы;
- систематичность проводимой работы;
- программно-методическое обеспечение содержания деятельности и его практическая значимость (дается в приложении в форме методической продукции, или в форме списка);
- результативность, успешность в профессиональном самоопределении обучающихся;
- качество оформления представленных материалов и их информативность.