ПОЛОЖЕНИЕ об областном заочном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

1. Общие положения

Областной конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее - Конкурс) посвящается Году Культуры и туризма в Кузбассе.

Цель проведения Конкурса - воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих Кемеровскую область.

Задачи Конкурса:

  • привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
  • развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие развитию духовной привязанности к ней;
  • выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
  • распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
  • развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
  • содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.

Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Организацию и проведение Конкурса осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся образовательных организаций Кемеровской области в возрасте от 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.

3. Порядок и сроки проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится в два этапа - муниципальный и областной.

3.2. Сроки проведения областного этапа: декабрь 2014 г.

4. Условия проведения Конкурса

4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

 

  • Гуманитарно-экологические исследования(рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование).
  • Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением).
  • Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.), в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать именно его предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
  • Эколого-краеведческие путеводители(рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).
  • Публицистика в защиту природы и культуры(рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).

 

4.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

  • история природопользования и охраны природы;
  • традиционное природопользование и окружающая среда;
  • природные промыслы, изделия из природных материалов;
  • природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
  • природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
  • сакральные природные объекты;
  • травы и иные природные средства в народной медицине;
  • экологические аспекты образования поселений;
  • природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
  • отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

 

4.3. Формы представления конкурсных работ:

  • учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
  • путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
  • публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
  • фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями) – в номинации «Традиционная культура»;
  • художественная работа (рисунок и др.) и сочинение в номинации «Живой символ малой родины».

 

4.4. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1).

 

4.5. На Конкурс не принимаются работы:

  • не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
  • не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
  • занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.

 

4.6. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (приложение 2). Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

4.7. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.

4.8. Конкурсные материалы, анкеты-заявки (приложение 3) и протокол муниципального этапа Конкурса принимаются до 1 декабря 2014 г. по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10, ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция». Анкеты-заявки в формате Word дублируются на адрес: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой «Моя малая родина». Ответственный за проведение Конкурса: Коротенко Татьяна Владимировна, тел.(3842)64-25-31

5. Подведение итогов

5.1. В каждой номинации Конкурса определяются победители и призеры, которые награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

5.2. Работы победителей Конкурса будут направлены в Федеральный детский эколого-биологический центр (г. Москва) для участия во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

 

Приложение 1

Требования к оформлению конкурсных работ

 

1. Общие требования к конкурсным работам

1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (прилагается).

1.2. Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке. Принимаются работы, отпечатанные на пишущей машинке или набранные на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе ит.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала - не более А-4.

1.3. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы иконсультанта (если имеются); название населенного пункта; год выполнения.

 

2. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

 

  • титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;
  • введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методика исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
  • основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
  • заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
  • список использованных источников и литературы.

 

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть даваться в основном тексте или в приложении.

2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы (см. 2.1.), а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.

3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

• история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;

• природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

• сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

• население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);

• основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

• традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);

• современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).

3.5.При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

4. Требования к публицистическому произведению

4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 страниц).

4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).

5.Требования к работам номинации «Традиционная культура»

5.1. Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях. Работы по нематериальной культуре (песни, танцы, обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на DVD- и CD-дисках. Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на областной этап не принимаются.

5.2. Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:

 

  • об истории художественного промысла, обычая, обряда и т.д.;
  • об особенностях и характерных отличиях технологии (для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры);
  • о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);
  • о символике предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).

 

6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»

Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).

На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.

На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.

6.3 К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере или пишущей машинке. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).

6.4 Работы участникам Конкурса не возвращаются.

6.5 Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы

  • постановка цели и задач, актуальность темы;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • теоретическая проработанность темы, использование литературы;
  • обоснованность выбора методики;
  • достаточность собранного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
  • качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).

 

2. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы)

  • стиль изложения, выразительность;
  • степень информативности описания;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
  • оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
  • качество картографического материала;
  • возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
  • использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

 

3. Критерии оценки публицистического произведения

  • компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
  • актуальность поднятой проблемы;
  • оригинальность концепции и изложения;
  • глубина осмысления темы;
  • информативность;
  • адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
  • стилистическая грамотность;
  • образность, характер детализации.

 

4. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»

  • соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;
  • объем и глубина проработки изученного материала;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
  • соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;
  • знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);
  • техника исполнения предмета или произведения;
  • полнота и точность воспроизведения;
  • соответствие стилю, композиции и символике;
  • качество оформления материалов:
    • - фотографии – качество и композиционное решение;
    • - видеофрагменты – режиссура и операторская работа.

5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:

  • художественная выразительность и качество работ,
  • оригинальность работ,
  • информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста,
  • значимость объекта и обоснованность выбора,
  • научность представленного материала,
  • перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.

АНКЕТА-ЗАЯВКА
участника областного заочного конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Территория (город/район)

Фамилия, имя, отчество автора

Класс, место учебы участника (полное наименование организации, адрес, телефон, сайт, e-mail)

Учреждение, при котором выполнена работа (полное наименование учреждения, адрес, телефон, сайт, e-mail)

Название работы

ФИО (полностью), должность, место работы руководителя, телефон, e-mail

Номинация

 

 

 

 

 

 

 

           

 

«___» _____________ 2014 г. 

Руководитель направляющей организации ФИО Подпись

Исполнитель ФИО ФИО номер телефона

Фотоальбом