1. Общие положения
1.1. Областной заочный конкурс методических материалов по естественнонаучному образованию (далее – Конкурс) проводится с целью совершенствования методической работы и развития творческого потенциала педагогических и руководящих работников организаций дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Задачи Конкурса:
- создать электронный банк данныхметодических материалов по обеспечению образовательной деятельности с учащимися;
- обобщить и внедрить в образовательный процесс передовой педагогический опыт методических служб образовательных организаций;
- стимулировать педагогическое творчество для совершенствования учебно-воспитательной работы в образовательных организациях.
1.2. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»
2. Участники Конкурса
К участию в Конкурсе приглашаются педагоги и работники методических служб организаций дополнительного образования естественнонаучной направленности.
3. Сроки, порядок и условия проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится один раз в два года.
На Конкурс принимаются следующие материалы:
- методические материалы, разработанные участником конкурса, соответствующие критериям оценки (Приложение 1);
- аннотация к конкурсной работе, дающая общую характеристику представленных материалов.
Все материалы в срок до 1 сентября 2017 г. направляются в виде архивного файла (zip или rar) размером не более 20 Мбайт по электронной почте на адрес: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой «Конкурс методматериалов». В названии архива указать территорию и фамилию автора(ов): Кемерово_Иванова_Мария_Ивановна _и др. Ответственный за проведение Конкурса: Коротенко Татьяна Владимировна, т. 8(3842)64-25-31.
3.2. Конкурс проводится по следующим номинациям:
- «Программы дополнительного естественнонаучного образования» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности);
- «Эколого-биологическая тематика» (методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому тематическому циклу: биологические дисциплины, агроэкология и основы сельского хозяйства, лесоведение и лесоводство, аквариумистика и террариумистика, эколого-эстетическая тематика, экология человека и биомедицина, экологический мониторинг и анализ состояния окружающей среды, охрана природы и экологическое краеведение, социальная экология и проблематика устойчивого развития);
- «Физико-географическая тематика» (методические материалы, относящиеся к физико-географическому тематическому циклу: метеорология и климатология, науки о гидросфере, геоморфология, геология и минералогия, почвоведение, ландшафтоведение, фенология, биогеография);
- «Физико-химическая тематика» (методические материалы, относящиеся к физико-химическому тематическому циклу: физика природных процессов, геофизика, астрономия, неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, биологическая химия);
- «Экологическое воспитание» (методические материалы, которые служат задачам формирования основ экологической культуры широкого круга детей и молодежи, экологического просвещения и непрерывного экологического образования учащихся разного возраста);
- «Организация деятельности трудовых объединений обучающихся» (методические материалы, отражающие лучшие практики образовательных организаций по организации деятельности трудовых объединений обучающихся (ученических производственных бригад, школьных лесничеств и других трудовых объединений, связанных с охраной природы и природопользованием);
- «Методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» (материалы по организации методической работы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей, по организационным формам учебной и исследовательской деятельности учащихся, по организации воспитательной работы и проблематике социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей; материалы по развитию единого информационного пространства дополнительного естественнонаучного образования детей, по организации межведомственного взаимодействия и сетевого партнерства);
- «История юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей» (методические материалы по истории юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей в населённых пунктах и в отдельных образовательных организациях, отражающие лучшие традиции отечественного образования, достойные сохранения и развития).
3.3. Конкурсные материалы могут иметь одного или нескольких авторов.
3.4. Конкурсная работа участника должна быть выполнена в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациями (Приложения 2,3).
3.5. Конкурсный материал должен иметь своё название, отражающее содержание работы, и включать в себя только одну единицу программной или методической продукции либо представлять собой единый комплект соответствующих заявленной номинации материалов (под общим названием), объединение которых логически оправдано.
3.6. Материал может быть предоставлен в виде файла в формате pdf (наиболее предпочтительный вариант) или doc/docx, ppt/pptx (весь материал должен быть в одном файле размером до 20 мегабайт, включая иллюстрации, дополнительными файлами приложения не принимаются).
3.7. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией, в которой перечисляются основные вопросы, освещаемые в работе, отмечается вид конкурсной продукции и указывается круг читателей (пользователей), на которых рассчитан данный конкурсный материал. Текст аннотации строится лаконично и не допускает оценочных и пространных суждений. Аннотация может содержаться в тексте работы, но должна быть представлена и отдельным файлом в формате doc/docx. Объём конкурсного материала не ограничен, но предпочтение отдаётся работам, в которых объём оптимально соответствует задаче раскрытия темы.
3.8. В случае многостраничных документов материал должен иметь нумерацию страниц и оглавление – перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста с указанием страниц, на которых размещается каждая из них (или используются гиперссылки на соответствующие страницы).
3.9. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение термина.
3.10. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа нумерованного списка использованных источников, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц. Если используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака ( // ) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса. Список источников составляется в алфавитном порядке, а в тексте ссылки на использованные источники оформляются номерами в квадратных скобках, например [1].
3.11. Для участия в Конкурсе необходимо заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия».
3.12. Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии на них не высылаются.
3.13. Публикация представленных на Конкурс работ производится при условии сохранения авторских прав.
4. Подведение итогов Конкурса
4.1. По результатам оценки конкурсных материалов в каждой из номинаций определяются победители (1 место) и призеры (2-е и 3-место) и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области. Отдельные авторы лучших работ могут награждаться благодарственными письмамидепартамента образования и науки Кемеровской области.
4.2. Работы победителей и призеров Конкурса направляются для участия во Всероссийском конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.
Приложение 1
Критерии оценки конкурсных работ
- Критерии оценки конкурсных работ в номинации «Программы дополнительного естественнонаучного образования» (до 10 баллов по каждому критерию, максимальная сумма – 150 баллов):
- соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы;
- общая культура оформления программы;
- выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы; соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам;
- соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам и содержанию;
- обоснованность продолжительности реализации программы;
- обоснованность форм и режима организации занятий по программе;
- соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей;
- соответствие содержания программы заявленной цели, задачам и результату;
- вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории;
- интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия;
- соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию;
- обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий;
- обоснованность и обеспечение комфортности условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных; психолого-педагогических и др.);
- обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы;
- значимость программы для ребенка, социума, системы образования.
2. Критерии оценки конкурсных работ (методических материалов) в остальных номинациях (до 10 баллов по каждому критерию, максимальная сумма – 150 баллов):
- полнота соответствия содержания материала его названию;
- актуальность методического материала и её обоснование;
- оригинальность подходов к освещению темы;
- информативность и полнота материала;
- новизна содержания материала;
- научная и фактическая достоверность материала;
- корректность использования терминов;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.;
- возможность поиска информации по тексту, удобство навигации;
- соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
- комфортность зрительного восприятия материала;
- использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- грамотность текста;
- корректность использования источников и оформления ссылок на них; возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями;
- общая культура оформления.
Приложение 2
Примерные требования
к дополнительным общеобразовательным программам
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Структура дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист;
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы),
2.2. Цель и задачи программы;
2.3. Содержание программы (учебный план; учебно-тематический план);
2.4. Планируемые результаты.
3. Комплекс организационно-педагогических условий:
3.1. Календарный учебный график;
3.2. Условия реализации программы;
3.3. Формы аттестации;
3.4. Оценочные материалы;
3.5. Методическое обеспечение.
4. Список литературы (для педагога, детей).
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы:
1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:
- наименование образовательной организации;
- когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
- название дополнительной общеобразовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
- срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
2.1. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы;
- актуальность, новизну (отличительные особенности), педагогическую целесообразность;
- адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
- объем программы (общее количество учебных часов);
- формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
- срок освоения программы;
- режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).
2.2. Цель и задачи дополнительной программы:
цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой; задачи – шаги к достижению цели.
2.3. Содержание программы:
- учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
- содержание учебно-тематического плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом.
2.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст. 2, п.92; ст. 47; п.5).
3.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др.).
3.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т. д.).
3.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
3.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.
4. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).
Приложение 3
Рекомендации
к оформлению отдельных видов конкурсных материалов
Методические разработки и рекомендации включают:
- титульный лист;
- аннотацию;
- сведения об авторе (авторах);
- вступительный очерк (пояснительную записку);
- содержание;
- список использованной и рекомендуемой литературы;
- приложения.
На титульном листе указывается название образовательной организации; фамилия, имя и отчество автора; название работы с указанием вида методической продукции; адрес и год издания.
Аннотация включает краткие сведения о сути рассматриваемых вопросов; назначении данных методических рекомендаций и разработок; источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций и разработок; о возможности использования опыта педагогическими работниками других образовательных организаций.
В пояснительной записке даётся обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций, отмечаются особенности и новизна данной работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области, определяется цель составления предлагаемых методических рекомендаций, приводится краткое описание ожидаемого результата от использования их в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.
Содержание методических рекомендаций и разработок может излагаться в произвольной форме. Рекомендуется придерживаться следующей схемы:
- на основании опыта работы описать, что и как рекомендуется делать по исследуемому вопросу;
- дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предлагаемых видов деятельности;
- вычленить наиболее трудные вопросы;
- предостеречь от типичных ошибок.
Список рекомендуемой и использованной литературы составляется в соответствии с правилами оформления литературных источников (ГОСТ Р 7.05-2008).
Приложения могут включать материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, не вошедшие в раздел «Содержание». Это могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий и т. д.
Описание передового педагогического опыта включает:
- наименование опыта, указание автора или группы авторов, образовательная организация, адрес;
- обоснование актуальности опыта и его значение для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);
- теоретическую базу опыта (сущность опыта), его технологию (систему конкретных действий, форм, методов и приемов работы);
- ведущую педагогическую идею, вытекающую из данного опыта;
- результативность;
- возможность применения данного опыта в педагогической практике;
- список литературы;
- приложения.
Учебно-методическое пособие включает (помимо аннотации):
1. Титульный лист (указывается название образовательной организации; фамилия, имя и отчество автора; название работы с указанием вида методической продукции; адрес и год издания).
2. Введение. Во введении необходимо указать, для изучения какой группы организмов, объектов и явлений окружающей среды предназначено данное пособие, какие образовательные задачи оно решает, дать информацию об основных частях пособия, рассматриваемых вопросах, принципах организации текста, целевой аудитории читателей;
3. Содержание (даётся комплексная характеристика природных объектов, которые являются объектами изучения (морфологические, экологические, систематические характеристики и др).; приводятся основные методы исследования изучаемых объектов (методы сбора, препарирования, определения, сбора и обработки данных); описываются проблемы, связанные с применением отдельных методов);
4. Справочную информацию об основных представителях изучаемых групп природных объектов;
5. Словарь терминов.
6. Используемую литературу (возможно приведение списка рекомендуемой литературы для дальнейшего изучения).
Аннотация к сетевому проекту (web-проекту) включает:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание.
5. Методическое обеспечение.
6. Методические рекомендации.
7. Заключение.
8. Список литературы и ссылки на дополнительную информацию.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательной организации;
- где, когда и кем утвержден проект;
- название методического материала;
- возраст детей, на которых рассчитан проект;
- срок реализации проекта;
- Ф.И.О., должность автора (авторов);
- география проекта;
- ссылка на сайт в Интернете;
- год разработки.
2. В пояснительной записке следует раскрыть:
- направленность проекта;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи проекта;
отличительные особенности данного web-проекта от уже существующих практик дистанционного обучения;
- возраст детей, участвующих в реализации web-проекта;
- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации web-проекта.
3. Учебно-тематический план web-проекта может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание web-проекта возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение web-проекта:
- обеспечение методическими видами продукции;
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Методические рекомендации содержат конкретные предложения, методические рекомендации по использованию web-проекта в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.
7. Заключение (включает описание деятельности автора по web-проекту, самооценку реализуемого проекта, с описанием инструментария оценки эффективности web-проекта, выводы: проблемы, перспективы).
8. Список литературы и ссылки на дополнительную информацию.
Электронное пособие включает:
1. Аннотацию (информация об основных частях пособия, рассматриваемых вопросах, принципах организации текста, целевой аудитории читателей, при необходимости - ссылка на сайт).
2. Содержание (тематика материала, справочная информация, обучающие или практические задания, задачи из предметной области естественной науки и др.; средства: выполнения виртуальных и/или реальных лабораторных исследований каждого объекта изучения; контроля и самоконтроля полученных знаний, умений и навыков; регистрации обучающихся, их действий и результатов, получаемых при изучении предметной области естественной науки; оперативного взаимодействия с педагогами и другими обучающимися и др.).
3. Методические рекомендации (порядок изучения, как всей предметной области, так и каждого объекта в ее составе и др.).
4. Контрольно-диагностический тематический и итоговый тест (обработка тематического и итогового теста).
5. Ссылки на дополнительную информацию.