ПОЛОЖЕНИЕ о региональном этапе Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ» (далее – Конкурс).

1.2. Целью проведения Конкурса является выявление и масштабирование в практику деятельности образовательных организаций и профессионального педагогического сообщества лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности, направленных на создание условий для самореализации и развития талантов детей и соответствующих приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

1.3. Задачи Конкурса:

  • активизировать деятельность образовательных организаций в реализации национального проекта «Образование» через обновление содержания дополнительного образования естественнонаучной направленности на основе эффективных образовательных технологий и современных средств обучения;
  • совершенствовать профессиональные компетенции педагогических работников для повышения качества программно-методического обеспечения дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;
  • создать цифровой банк лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности для увеличения охвата детей всех категорий качественным дополнительным образованием естественнонаучной направленности.

1.4 Учредителем регионального этапа Конкурса является Министерство образования Кузбасса. Организует и проводит региональный этап Конкурса Государственное учреждение дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

 

2. Участники Конкурса

2.1. К участию в Конкурсе приглашаются педагогические работники, методисты и иные специалисты (отдельные авторы и авторские коллективы) образовательных организаций всех типов, организаций отдыха и оздоровления детей, а также представители реального сектора экономики, индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности. Возраст и педагогический стаж участников не ограничен.

2.2. Участие в Конкурсе является добровольным, бесплатным (безвозмездным) и не предусматривает внесение организационного сбора.

2.3. Для участия в Конкурсе принимаются материалы, разработанные / изданные / апробированные за последние 2 года.

 

3. Сроки и этапы проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится с сентября по ноябрь текущего года и состоит из 3 этапов:

1 этап – муниципальный (август-сентябрь) – проведение муниципального этапа, определение победителей, регистрация участников на сайте ГУДО «Центр «Юннат» (http://www.eco-kem.ru/);

2 этап – региональный (сентябрь-октябрь) – проведение регионального этапа, определение победителей, регистрация работ на сайте Конкурса (http://biotop.ecobiocentre.ru/);

3 этап – федеральный (заочный/формат онлайн) – октябрь-ноябрь, профессиональная экспертиза конкурсных материалов, организует и проводит ФГБОУ ДО ФЦДО.

 

4. Номинации Конкурса

4.1. Для участия в Конкурсе принимаются материалы, представленные в двух формах:

  • дополнительная общеобразовательная программа по естественнонаучной направленности (модульная, разноуровневая, адаптированная, реализуемая в сетевой форме);
  • программно-методический комплекс лучшей образовательной практики.

4.1.1. Дополнительная общеобразовательная программа представляется в следующих номинациях:

  • «Эколого-биологическая» (образовательные программы по всем тематическим направлениям деятельности Экостанций[1]: «Агро», «Био», «Лесное дело», «Экомониторинг», «Проектирование», «Профи»);
  • «Физико-географическая» (образовательные программы по общей и физической географии, биогеографии, фенологии, метеорологии, геологии, минералогии, палеонтологии, почвоведению, гидрологии);
  • «Физико-химическая» (образовательные программы в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем по химии, физике, астрономии, химическим технологиям и композитным материалам);
  • «Доступная ЭКОсреда» (дополнительные общеобразовательные программы по организации естественнонаучной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами);
  • «В центре Вселенной» (дополнительные общеобразовательные программы для дошкольников по знакомству с окружающим миром природы, изучению сезонных явлений в природе, основам охраны природы, экологии).

4.1.2. Программно-методический комплекс лучшей образовательной практики представляется в следующих номинациях:

  • «Траектория успеха» (образовательные практики по сопровождению одарённых и талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности в рамках освоения программ, реализующиеся в том числе с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, ускоренного обучения с зачётом образовательных достижений, сетевой формы реализации программ, дистанционных образовательных технологий);
  • «Профессиональная траектория» (образовательные практики, включающие приёмы и методы, направленные на профессиональную ориентацию обучающихся, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий);
  • «Инклюзивное образование» (образовательные практики, включающие в себя технологии обучения и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов);
  • «Наставничество» (образовательные практики, содержащие технологии, методики, комплекс мероприятий по поддержке и развитию наставничества в разновозрастных группах, объединениях, детско-взрослых сообществах);
  • «Цифровая дидактика и педагогический дизайн» (образовательные решения, направленные на обеспечение высокого качества обучения с применением цифровых образовательных технологий: видео-уроки, презентации, интерактивные задания, определители, словари, проверочные работы, кейсы и др.).

4.2. На Конкурс могут быть приняты и рассмотрены (по согласованию с Оргкомитетом Конкурса) дополнительные общеобразовательные программы, программно-методические комплексы образовательных практик, темы которых не предусмотрены настоящим Положением.

5. Условия и порядок проведения Конкурса

5.1. Региональный заочный этап Конкурса проводится для муниципальных победителей. По итогам муниципального этапа муниципальный организатор (муниципальный орган управления образованием или организация, проводившая муниципальный этап) направляет от муниципального образования на региональный этап работы победителей и призеров муниципального этапа (не более пяти на одну номинацию).

5.2. Конкурсные работы должны соответствовать требованиям к их оформлению и представлению (приложение 1) и оцениваются в соответствии с критериями оценки (приложение 2).

5.3. К участию в Конкурсе не допускаются следующие работы:

  • не соответствующие содержанию Конкурса и его номинаций;
  • материалы, в которых присутствуют признаки плагиата (если процент цитирования в тексте превышает 60%).

5.4. Участие в Конкурсе означает согласие автора(ов) на размещение конкурсного материала на официальных информационных ресурсах ГУДО «Центр «Юннат», ФГБОУ ДО ФЦДО в сети «Интернет» и на публикацию материала (полную или частичную) в журнале «Юннатский вестник». Авторские права на публикуемые материалы за участниками сохраняются. Автор размещаемого/публикуемого материала имеет право публиковать свой материал в других информационных ресурсах в сети «Интернет» или издавать его в печатном виде в других изданиях.

5.5 Для участия в Конкурсе необходимо до 5 сентября 2022г.:

  • заполнить заявку, размещенную на сайте Государственного учреждения дополнительного образования Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат»: http://www.eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • организаторам муниципальных конкурсов заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на сайте Государственного учреждения дополнительного образования Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат»: http://www.eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • разместить материалы в облачном хранилище; направить ссылку (ссылка должна разрешать доступ к материалам) на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «БиоТОП ПРОФИ».

5.6 Информация о Конкурсе размещена на сайте Государственного учреждения дополнительного образования Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат»: http://www.eco-kem.ru. Ответственный за проведение Конкурса: Игнатьева Наталья Юрьевна, т. (3842) 64-25-31.

Приложение 1

Общие требования к конкурсным материалам

1. Конкурсная работа участника должна соответствовать тематике Конкурса и номинации, на которую она представлена.

2. Конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией, где дана лаконичная информация о предназначении конкурсного материала, источниках описываемого опыта положенного в основу содержания, возможных сферах применения.

3. Текст конкурсной работы должен излагаться на русском языке с соблюдением правил и норм русского языка. Материал публикуется на интернет-ресурсе Конкурса в авторской редакции и в авторской орфографии и пунктуации.

4. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение термина.

5. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа нумерованного списка использованных источников, оформленного в соответствии ГОСТ Р 7.0.100 – 2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц[2]. Если используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака (//) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса. Список источников составляется в алфавитном порядке, а в тексте ссылки на использованные источники оформляются номерами в квадратных скобках (например – [1]).

6. Конкурсный материал доложен быть размещен на сайте организации/региональном навигаторе; иметь «цифровые следы» реализации, представленные на официальном сайте организации и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в виде ссылок на интернет-ресурсы.

 

Требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы

Представляемые конкурсные материалы должны:

– отвечать требованиям, установленным п. 9 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021), п. 5 приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 (с изменениями 30.09.2020 №533) и приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021 № 38);

– соответствовать методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09 – 3242;

– учитывать содержание методических рекомендаций по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (раздел 4.1.), размещённых по ссылке https://ecobiocentre.ru/ecostation/;

– опираться при выборе дополнительной общеобразовательной программы на результаты учёта мнений обучающихся, целевого запроса родителей, приоритеты социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации.

 

Требования к структуре и содержанию программно-методического комплекса лучшей образовательной практики 

На титульном листе должны быть указаны полное и сокращённое название организации (в соответствии с уставом); фамилия, имя, отчество автора (авторов); название конкурсной работы (с пометкой о номинации); название города, субъекта Российской Федерации; год разработки.

Основная часть содержания практики представляется в произвольной форме, включающей в себя описание:

  • название практики;
  • актуальность практики;
  • цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики (формулируются в терминах ожидаемых результатов);
  • место реализации практики и целевая аудитория;
  • средства и способы реализации практики;
  • данные о результативности практики (результаты должны быть конкретными (ссылки на подтверждающие документы);
  • используемые технологии оценки образовательных результатов обучающихся;
  • показатели достигнутых результатов обучающимися в ходе реализации практики;
  • возможность использования практики в образовательных организациях системы дополнительного образования детей региона;
  • примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии);
  • ссылки на программно-методические, электронные ресурсы, обеспечивающие реализацию практики.

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных материалов

Критерии оценки дополнительной общеобразовательной программы (далее – ДОП):

Максимальная сумма – 25 баллов:

  • соответствие ДОП законодательно установленным требованиям к оформлению и содержанию;
  • актуальность программы, её соответствие приоритетам социально-экономического развития региона, научно-технологического, экологического развития Российской Федерации;
  • аргументированность и обоснованность значения ДОП для развития обучающегося;
  • соответствие содержания поставленным цели и задачам;
  • наличие и целесообразность планируемых результатов, организационно-педагогических условий, порядка и форм аттестации;
  • наличие и целесообразность оценочных и методических материалов ДОП;
  • эффективность технологий, используемых при реализации ДОП;
  • возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории;
  • научная информативность содержания ДОП (информационная насыщенность содержания, соответствие содержания программы разделу науки, к которому она относится, использование в программе терминологического и понятийного аппарата, а также методов, характерных для раздела науки, к которой программа имеет отношение);
  • мультипликативность (возможность использования в практике образовательных организаций других регионов);
  • размещение ДОП на сайте организации/ в региональном навигаторе;
  • «цифровые следы» реализации ДОП, представленные на официальном сайте организации и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в виде ссылок на интернет-ресурсы.

 

Критерии оценки программно-методического комплекса лучшей образовательной практики

Максимальная сумма – 25 баллов:

  • актуальность практики, её уникальность;
  • соответствие содержания практики поставленным цели и задачам;
  • качество содержания практики (полнота, достоверность, соответствие современным научным достижениям, корректность в использовании терминов);
  • результативность практики;
  • использование современных образовательных технологий при реализации практики;
  • наличие материалов об образовательных достижениях и способах их оценивания;
  • наличие дипломов, благодарностей, грамот по успешной реализации практики;
  • наличие сведений, отражающих участие, признание и позитивную оценку практики родителями или законными представителями;
  • мультипликативность (возможность использования и тиражирования образовательной практики в других образовательных организациях);
  • наличие материалов, ссылок на электронные ресурсы, обеспечивающие реализацию практики;
  • «цифровые следы» реализации практики, представленные на официальном сайте организации и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в виде ссылок на интернет-ресурсы.

1 Методические рекомендации по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Электронный ресурс: https://eco.fedcdo.ru/ecostation/.

2 Гущин А. А. Оформление списка литературы по ГОСТу. – URL: исторический-сайт.рф/Оформление-списка-литературы-по-ГОСТу-1.html (дата обращения: 15.01.2022).

Распечатать | Скачать

Фотоальбом