Проект положения о XV областной научно-практической конференции школьников «Экология Кузбасса»

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ
о XV областной научно-практической конференции
школьников «Экология Кузбасса»

 

1. Общие положения

1.1 XV областная научно-практическая конференция школьников «Экология Кузбасса» (далее – Конференция) проводится с целью привлечения учащихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих эколого-биологическому образованию учащихся и их профессиональному самоопределению.

1.2 Задачи Конференции:

  • активизировать деятельность образовательных организаций, направленную на решение вопросов экологического и нравственного воспитания учащихся, через развитие у них интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды;
  • поддерживать интерес учащихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем;
  • выявлять экологические проблемы, существующие в Кемеровской области, привлекать учащихся к их решению;
  • создать условия для обмена опытом работы и установления творческих контактов между учащимися и педагогами образовательных организаций Кемеровской области.

1.3 Учредителем Конференции является департамент образования и науки Кемеровской области. Организует и проводит Конференцию Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».

 

2. Участники Конференции

2.1 В Конференции могут принимать участие учащиеся образовательных организаций Кемеровской области в возрасте 12–18 лет, являющиеся авторами исследовательских работ в области биологии и экологии.

2.2 Допускается только индивидуальное участие в Конференции.

2.3 Замена участников в ходе Конференции не допускается.

 

 

3. Время и место проведения

3.1 Конференция проводится ежегодно и состоит из двух этапов:

I – заочный этап включает в себя оценку конкурсных работ и отбор лучших из них для участия в очном этапе июль 2019 г.

На заочный этап работы принимаются до 30 июня 2019 г.

Авторы исследовательских работ, прошедших заочный этап, приглашаются на профильную смену в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» для участия в очном этапе конференции.

II – очный этап включает защиту конкурсных работ в форме устного выступления на конференции (7 минут) и ответы на вопросы членов жюри и присутствующих (5 минут). Во время защиты конкурсных работ возможно использование презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. Рекомендации по подготовке презентационных материалов прилагаются (приложение 1).

3.2 О сроках и месте проведения очного этапа конференции будет сообщено дополнительно в информационном письме департамента образования и науки и на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru.

 

4. Номинации и порядок проведения Конференции

4.1 Конференция проводится по следующим номинациям:

Для участников в возрасте 12–13 лет:

  • «Юные исследователи» (допускаются учебные исследования естественнонаучной направленности, имеющие экологическое содержание).

Для участников в возрасте 14–18 лет:

  • «Ресурсосберегающее земледелие» (разработка и внедрение новых технологий, новых систем для сельского или лесного хозяйства; исследования в области защиты растений, выращивания и сбора урожая; исследования качества растениеводческой продукции; исследования, направленные на изучение химических и биохимических процессов в почве и растениях, а также приемы воздействия на них с целью повышения плодородности и урожайности);
  • «Зоотехния и ветеринария» (исследования в области животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, содержания и разведения диких животных в неволе; изучение кормовой базы; исследования качества животноводческой продукции; исследования в области содержания и разведения домашних и лабораторных животных; исследования эффективности способов лечения и профилактики заболеваний у животных);
  • «Зоология и экология позвоночных животных» (исследования обитающих в дикой природе млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп позвоночных; исследование поведения животных);
  • «Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования обитающих в дикой природе насекомых, паукообразных, многоножек, ракообразных, моллюсков, червей, простейших и др.; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп беспозвоночных; исследование поведения беспозвоночных);
  •  «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений; популяционные исследования растений; исследования флоры и растительности);
  • «Микология, микробиология и низшие растения» (исследования биологических и экологических особенностей грибов, лишайников, бактерий и водорослей, выявление эколого-морфологических особенностей систематических групп, разнообразие грибов в природных экосистемах, симбиоз грибов с растениями, современные направления исследования лишайников);
  • «Здоровьесбегегающие технологии» (исследования влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека, на его здоровье; изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета; исследования в области физиологии человека; исследования в области новых полезных свойств живых организмов, субстанций и тканей);
  • «Ландшафтная экология и геохимия» (оценка экологического состояния ландшафта, исследования, направленные на комплексное изучение экосистем, на изучение взаимосвязей и взаимодействий между компонентами экосистемы; физико-географические исследования; исследования почв природных экосистем: физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека; исследования в области восстановления первозданного облика природы на пост – индустриальной территории, комплексные фенологические исследования);
  • «Экологический мониторинг» (исследования, в которых анализируется качество водной, воздушной или почвенной среды путём применения методов физики и химии либо посредством методов биоиндикации; космический мониторинг состояния окружающей природной среды – мест захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, лесных пожаров, подвижек ледников и пр.);
  • «Утилизация и обезвреживание отходов» (исследования, связанные с возможностью переработки, понижения класса опасности и/или уменьшения массы различных видов отходов, и использования их как источника энергии);
  • «Экология энергетики» (исследования влияния воздействия антропогенных факторов, вызванных деятельностью человека по добыче полезных ископаемых, производством, передачей и потреблением электрической и тепловой энергии, на окружающую среду).

4.2 В зависимости от количества поступивших по номинациям работ, возможны изменения и уточнения названий номинаций.

4.3 Работы на заочный этап принимаются в электронном виде в формате Word, размещенном на Google Диске, ссылка направляется на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Экология Кузбасса» (обязательно поставить разрешение на просмотр файла).

4.4 Участникам, получившим приглашение на очный этап (финал) конференции – защиту исследовательских работ необходимо иметь:

  • исследовательскую работу на бумажном носителе (внесение изменений в исследовательскую работу после её отправки на заочный этап конференции не допускается);
  • медицинские документы, необходимые для пребывания в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка», будут указаны в информационном письме департамента образования и науки Кемеровской области.

4.5 Работы (фрагменты работ) могут быть опубликованы в СМИ с сохранением авторства.

4.6 Жюри оставляет за собой право отбора представленных работ и изменения номинации.

4.7 Для участия в Конференции необходимо заполнить заявку, размещенную на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия».

Ответственные за проведение Конференции: Кольева Татьяна Ивановна, Волкова Юлия Леонидовна, т. 8 (3842) 64-25-31.

 

5. Требования к представляемым материалам

5.1 Представляемые на Конференцию работы должны быть учебно-исследовательскими и соответствовать требованиям к оформлению (приложение 2).

5.2 Учебно-исследовательские работы оцениваются в соответствии с критериями(приложение 3).

5.3 К участию в Конференции не допускаются работы:

  • не соответствующие тематике Конференции;
  • коллективные;
  • реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • авторов, возраст которых не соответствует категории, к которой отнесена номинация (п. 4.1);
  • занявщие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • имеющие признаки плагиата.

 

6. Подведение итогов Конференции

6.1 Итоги Конференции подводятся жюри по результатам очного этапа.

6.2 Победители Конференции награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

6.3 Обучающиеся, занявшие призовые места, по решению организаторов могут быть рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды.

 

7. Финансирование Конференции

7.1 Расходы, связанные с проведением конференции, оплачиваются из средств областного бюджета.

7.2 Расходы, связанные с доставкой участников в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» и обратно, несут командирующие организации.

 

Приложение 1

Рекомендации по подготовке презентационных материалов
для представления на очном этапе конференции

1. Все презентационные материалы предоставляются в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint. Не рекомендуется использовать эффекты анимации, музыкальное и прочее звуковое сопровождение (исключение составляют случаи, когда тема доклада требует демонстрации звуков).

2. Все графические материалы (фотографии, рисунки, иллюстрации и т.д.), встроенные в презентацию, в обязательном порядке подлежат сжатию. От размера вставляемых графических файлов напрямую зависит объем всей презентации и, следовательно, скорость ее загрузки при демонстрации.

Большинство мультимедийных проекторов демонстрируют на экране картинку шириной не более 800 пикселей. Для показа фотографии во весь экран ее нужно уменьшить до такого размера. Если на слайде размещается несколько фотографий или фото + текст, то размер каждой иллюстрации по ширине будет 200-400 пикселей. Размещенные фотоиллюстрации большего размера будут способствовать замедлению работы вашей презентации, а большой размер итогового файла значительно увеличивает время на копирование. Уменьшить размер графического файла можно в любой компьютерной программе, предназначенной для обработки графики или непосредственно в программе подготовки презентации.

3. Суммарный размер файла презентации не должен превышать 80 Мб.

4. Презентационные материалы предоставляются на портативных носителях (USB-Flash накопитель с разъемом USB).

Примечание: Поскольку перед защитой все USB-Flash накопители проходят противовирусную проверку, просим ради экономии времени использовать для переноски файлов носители небольшого объёма без других файлов.

5. Прием материалов, предоставленных на Flash-картах, Flash-картах мобильных телефонов, других редко используемых носителях информации или же находящихся в памяти мобильных телефонов/MP3-плееров не гарантируется.

6. Все аудиоматериалы, связанные с презентацией, встраиваются в презентацию.

7. Все материалы, необходимые для презентации, должны быть собраны в одной папке. В названии папки должны быть фамилия и имя выступающего (например, Иванова Ксения.ppt). Не допускаются названия презентаций типа «презентация 1.ppt».

 

Приложение 2

Требования к оформлению конкурсных работ

1. Общие требования к конкурсным работам

Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, шрифт 14 через 1,5 интервала. При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Каждая новая глава или раздел начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем работы не ограничен.

2. Учебно-исследовательская работа должна содержать:

  • титульный лист, на котором обязательно указываются: полное наименование образовательной организации, в которой выполнена работа, регион и населенный пункт, название детского объединения, тема работы, фамилия, имя автора, класс, школа, фамилия, имя, отчество, должность, место работы (полностью) руководителя и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
  • содержание,перечисляющее нижеупомянутые разделы с указанием страниц.

В структуре изложения работы должно быть представлено:

  • введение,где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы,степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
  • методика исследований(описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
  • результаты исследований иих обсуждение(обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки), при представлении результатов желательно использование таблиц, диаграмм и графиков;
  • выводы,где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;
  • заключение,где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;
  • список использованной литературы и интернет–источников,оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные источники информации.
  • в приложении фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения, а основной текст – обеспечен ссылками на соответствующие приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.

Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

Приложение 3

Критерии оценки учебно-исследовательских работ

 

1. Критерии оценки печатной работы

Критерий

1.

Обоснование актуальности проведенного исследования, постановка цели и задач

2.

Полнота изложения методики и обоснованность её применения

3.

Достаточность собранного материала для получения результатов и выводов. Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

4.

Качество, четкость и наглядность представленных результатов исследования

5.

Обоснованность выводов, соответствие их цели и задачам работы

6.

Глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы

7.

Практическая значимость проведенного исследования

8.

Творческий подход, самостоятельность и активность исследователя; степень владения темой, знание терминологии

9.

Степень новизны полученных результатов

10.

Структура работы и качество её оформления

 

2. Критерии оценки выступления

Критерий

1.

Научный стиль изложения. Сформированность навыков устной речи

2.

Логичность выступления и соблюдение регламента

3.

Ответы на вопросы

4.

Качество презентации

5

Активность во время работы секции

Скачать проект положения

Фотоальбом