ПОЛОЖЕНИЕ о региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», XVIII областной научно-практической конференции «Экология Кузбасса»

1. Общие положения

1.1 XVIII областная научно-практическая конференция «Экология Кузбасса» (далее – Конференция) проводится с целью выявления и развития у обучающихся интереса и способностей к проектной, научно-исследовательской инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, направленной на изучение естественных и инженерных наук, повышение естественнонаучной грамотности, формирование экологически ответственного мировоззрения, личностную самореализацию и профессиональное самоопределение.

1.2 Задачи Конференции:

  • выявить и поддержать талантливую молодежь, обладающую глубокими естественнонаучными знаниями и творчески реализующую их в решении задач по сохранению природных и искусственно созданных экосистем и их компонентов;
  • стимулировать интерес школьников к естественным наукам, технике и технологиям, ориентировать их на получение фундаментального образования и научные исследования;
  • решать актуальные для Кузбасса научно-исследовательские, инженерно-конструкторские и инновационные задачи с участием школьников;
  • привлечь внимание органов исполнительной власти Кузбасса и местного самоуправления, общественности и средства массовой информации к вопросам экологического просвещения, образования, воспитания и охраны окружающей среды;
  • создать условия для обмена опытом работы и установления творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных организаций Кемеровской области.

1.3 Учредителем Конференции является Министерство образования Кузбасса. Организует и проводит Конференцию Государственное учреждение дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

 

2. Участники Конференции

2.1 К участию в Конференции приглашаются обучающиеся образовательных организаций Кузбасса в возрасте от 14 до 18 лет, выполнившие исследовательскую или проектную работу в области фундаментальной, прикладной науки или технического творчества.

2.2 Допускается индивидуальное или коллективное (не более трех человек) участие в соответствии с выбранной номинацией Конференции.

2.3 Замена участников в ходе Конференции не допускается.

 

3. Сроки, номинации и условия проведения Конференции

3.1 Конференция проводится ежегодно и состоит из двух этапов:

I этап (заочный) – включает в себя оценку конкурсных работ и отбор лучших из них для участия в очном этапе (август-октябрь 2022 г.). Авторы исследовательских работ, прошедших заочный этап, приглашаются на профильную смену в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» для участия в очном этапе конференции (ноябрь 2022 г.)

II этап (очный) – включает защиту конкурсных работ в форме устного выступления на конференции (7 минут) и ответы на вопросы членов жюри и присутствующих (5 минут). Во время защиты конкурсных работ возможно использование презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. Рекомендации по подготовке презентационных материалов прилагаются (приложение 1).

О сроках и месте проведения очного этапа Конференции будет сообщено дополнительно в информационном письме и на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» (http://eco-kem.ru).

3.2 Конференция проводится по следующим номинациям:

Для обучающихся, выполнивших исследовательские работы:

«Зоология и экология позвоночных животных» (исследования обитающих в дикой природе млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп позвоночных; исследования поведения позвоночных);

«Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования обитающих в дикой природе насекомых, паукообразных, многоножек, ракообразных, моллюсков, червей, простейших и др.; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп беспозвоночных; исследования поведения беспозвоночных);

«Экспериментальная зоология» (вопросы содержания, благополучия и онтогенеза диких животных в условиях неволи, исследования в области физиологии и поведения животных разных систематических грапп);

«Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений; популяционные исследования растений; исследования флоры и растительности);

«Микология, лихенология, альгология» (исследования биологических и экологических особенностей грибов, лишайников и водорослей, выявление эколого-морфологических особенностей систематических групп, разнообразие грибов в природных экосистемах, симбиоз грибов с растениями, современные направления исследования лишайников);

«Микробиология, вирусология» (исследования биологических и экологических особенностей бактерий и вирусов, культивирование хозяйственно-значимых штаммов микроорганизмов);

«Человек и его здоровье» (исследования влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека, на его здоровье; изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета; исследования в области физиологии человека; исследования в области экологии поселений; исследования в области новых полезных свойств живых организмов, субстанций и тканей);

«Ландшафтная экология и почвоведение» (исследования, направленные на комплексное изучение экосистем, оценку экологического состояния ландшафта, изучение взаимосвязей и взаимодействий между компонентами экосистемы; физико-географические исследования; исследования почв природных экосистем: физических, химических и биологических свойств почвы; исследования, направленные на изучение химических и биологических процессов в почвах агросистем и растениях, анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека, исследования в области восстановления первозданного облика природы на пост-индустриальной территории, комплексные фенологические исследования; проектные работы, описывающие приемы воздействия на почвы с целью повышения их плодородия);

«Паленонтология» (исследования представителей ископаемых растений, животных, а также палеоэкосистем);

«Экологический мониторинг» (исследования, в которых анализируется качество водной, воздушной или почвенной среды путём применения методов физики и химии, либо посредством методов биоиндикации);

«Геоинформатика» (использование гис-технологии и данных дистанционного зондирования земли в природоохранной деятельности, создание цифровых карт и геоинформационных систем, космический мониторинг состояния окружающей природной среды – мест захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, лесных пожаров, подвижек ледников);

«Современная химия» (исследования, связанные с интеграцией химических технологий в эволюционные процессы природных систем; исследования, направленные на выявление химических индикаторов здоровья экосистемы региона);

«Клеточная биология, генетика и биотехнология» (проектные и исследовательские работы, направленные на изучение биологи клетки, генетики растений, животных, микроорганизмов, человека, а также мутагенов, канцерогенов, аллергенов, антимутагенов, наследственных болезней; создание и разработка новых сортов растений; применение живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач);

«Экология энергетики» (исследовательские работы, направленные на изучение воздействия на окружающую среду антропогенных факторов, вызванных деятельностью человека по добыче полезных ископаемых, производством, передачей и потреблением электрической и тепловой энергии; проектные работы, направленные на получение чистых источников электроэнергии, ее распределения и аккумуляции);

«Зеленая инженерия» (проектные работы, направленные на разработку интерактивного оборудования для исследования и охраны окружающей среды (устройства умного сельского экодома, экосада, экоогорода и др.); технические решения для выполнения инструментальных исследований и мониторинга окружающей среды, систем контроля доступа);

«Обращение с отходами» (исследования, связанные с возможностью переработки, утилизации и обработки различных видов отходов; проекты по организации раздельного сбора, предварительного накопления отходов, их переработки и утилизации).

3.3  Для участия в Конференции необходимо до 15 октября 2022 года:

  • заполнить заявку, размещенную на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • разместить электронный вариант работы в формате Word на Яндекс Диске; направить ссылку на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Экология Кузбасса».

3.4  Участникам, получившим приглашение на очный этап Конференции – защиту исследовательских работ необходимо иметь:

  • исследовательскую работу на бумажном носителе (внесение изменений в исследовательскую работу после её отправки на заочный этап конференции не допускается);
  • медицинские документы, необходимые для пребывания в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка», будут указаны в информационном письме.

Жюри оставляет за собой право отбора представленных работ и изменения номинации.

Представленные на Конференцию работы не возвращаются. Работы (фрагменты работ) могут быть опубликованы в СМИ с сохранением авторства.

Информация о Конференции размещена на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru. Ответственный за проведение Конференции: Шульгина Ольга Александровна, тел. 8 (3842) 64-25-31, 8-904- 969-5182.

 

4. Подведение итогов Конференции

4.1 Итоги Конференции подводятся жюри по результатам очного этапа.

4.2 Победители Конференции награждаются грамотами Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

4.3 Работы победителей будут рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030».

 

5. Финансирование Конференции

5.1 Расходы, связанные с проведением Конференции, оплачиваются из средств областного бюджета.

5.2 Расходы, связанные с доставкой участников в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» и обратно, несут командирующие организации

 

Приложение 1

Требования к оформлению работ

1. Общие требования к работам

1.1 Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений);

1.2 Объем работы не более 25 страниц, шрифт 14, интервал одинарный.

1.3 Представляемые на Конференцию работы должны быть учебно-исследовательскими и соответствовать требованиям к оформлению;

1.4 Учебно-исследовательские работы оцениваются в соответствии с критериями (приложение 3).

К участию в Конференции не допускаются работы:

  • не соответствующие тематике Конференции;
  • реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • имеющие признаки плагиата.

1.5 Общие требования к конкурсным работам

Исследовательская работа должна содержать:

  • титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, в которой выполнена работа, район и населенный пункт, тема работы, фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
  • оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы содержания (с указанием страниц);
  • содержание работы.

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

  • введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
  • результаты исследований и их обсуждение (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки), при представлении результатов желательно использование таблиц, диаграмм и графиков;
  • выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;
  • заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, непосредственно вытекающие из данной исследовательской работы;
  • список литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

1.6 Проектная работа должна содержать:

  • название проекта, указание автора, состав проектной группы, имя научного руководителя;
  • краткое описание проекта: цель, задачи, результат проекта (продукт);
  • этапы проектной работы: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, результат на каждом этапе;
  • материально-техническое обеспечение проекта.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, характеристика работы: в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, краткий обзор, имеющейся по данной теме литературы.

Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов. Практический раздел – описание изготовления проектируемого изделия.

Как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т.д.) проект (продукт) может быть реализован.

Заключение содержит выводы. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность изложения текста.

В конце работы приводится список литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на научные источники.

В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т.д., если они помогут пониманию полученных результатов.

Приложение 2

Критерии оценки работ

 

1. Критерии оценки печатной работы

1.1 Исследовательская работа

  • соответствие работы требованиям к ее оформлению;
  • актуальность, новизна и инновационность выбранной темы и ее обоснование;
  • постановка цели и задач, их соответствие содержанию конкурсной работы;
  • анализ области исследования (глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы);
  • обоснованность применения методики исследования, полнота ее изложения;
  • полнота и достоверность собранного и предоставленного материала;
  • качество представления, наглядность результатов исследования;
  • анализ и обсуждение результатов, обоснованность и значимость выводов;
  • практическая значимость проведенного исследования;
  • оригинальность работы должна быть не меньше 55% (проверка на антиплагиат).

1.2 Проектная работа

  • соответствие проекта требованиям к его оформлению;
  • целеполагание;
  • выбор актуальной проблемы;
  • новизна проекта;
  • социальная значимость проекта;
  • наличие организационных механизмов реализации проекта;
  • наличие сметы проекта/бизнес-плана;
  • объем работы и количество предлагаемых решений;
  • степень самостоятельного участия в реализации проекта;
  • практическая значимость реализации проекта;
  • качество оформления и наглядность проекта;
  • информационное сопровождение проекта.

 

2. Критерии оценки выступления

2.1 Исследовательская работа

  • качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • степень владения темой, знание терминологии, ответы на вопросы;
  • логичность подачи материала;
  • качество оформления и наглядность презентационного материала.

2.2 Проектная работа

  • свободное владение темой проекта и научной литературой по теме;
  • логичность подачи материала;
  • качество оформления и наглядность презентационного материала.

Распечатать | Скачать

Фотоальбом