Версия для слабовидящих

 

Цветовая схема

T T T

Шрифт

T T T T

Размер шрифта

S M L + -

Панель

Занятие кружка юных натуралистов «В мире животных»

Упор в обучении, учитывая особенности детей, делается на общение с животными. Животные помогают наладить контакт с детьми, «раскрыться» самому ребенку, создают комфортные условия для детей. И, конечно же, служат наглядными пособиями для визуального и, что для многих гораздо важнее, кинестетического восприятия изучаемого материала, поскольку многие дети с ментальными нарушениями имеют проблемы с обычным усвоением учебного материала.

Большая часть занятий рассчитана на проведение на базе зоологического центра Областной детской эколого-биологической станции (г. Кемерово), с участием животных, для расширения знаний о природе и животных мира используются мультимедийные презентации.

Так, например, было проведено занятие «Как передвигаются животные» для учащихся 5 класса МАОУ «Общеобразовательная школа-интернат №30». Цель занятия заключалась в формировании понимания взаимосвязи способов передвижения животных и их органов передвижения, а так же приспособительных изменений конечностей.

В ход занятия были включены загадки о животных, которые учащиеся должны были читать с экрана, в том числе, и для развития навыков чтения.

Для начала с детьми было разобраны основные типы передвижений: ходьба, бег, прыжки, ползание, полет, плавание. Это не вызвало особых затруднений у детей, как и беседа о том, с помощью чего они способны к такому движению. Особенности некоторых способов передвижения рассмотрели на примере живых животных: улиток ахатин, кролика, сухопутной и водной черепах, тараканов и сверчков, морской свинки. Дети самостоятельно пришли к выводу, что одно и тоже животное может передвигаться различными способами, и более того, что способ передвижения зачастую зависит от того, где обитает животное.

Закрепление материала прошло в виде мини-викторины. На первом этапе дети узнавали животных по цветным фотографиям и рассказывали, как оно может передвигаться. Среди этих животных были: белый медведь, летучая рыба, летучая мышь, бурундук и шимпанзе. Особых сложностей это тоже не вызвало, дети даже сказали о лазании по деревьям для двух последних животных.

Второй этап был немного сложнее – дети должны были по черно-белым рисункам назвать способы передвижения этих животных. Быстрее всего дети справились с белкой-летягой и змеей, чуть дольше думали над тюленем и затруднялись вспомнить название ската, хотя правильно назвали способ его передвижения.

На третьем этапе дети должны были по черно-белым рисункам-раскраскам определить, какое животное из следующих пар быстрее передвигается и почему: свинья или олень, тунец или морской конек, орел или курица, человек или лошадь. Почти все дети делали правильный выбор и правильно обосновали причину этого. Сомнения у них вызвала только пара «тунец – морской конек», хотя в итоге большинство детей решило этот вопрос правильно. Эта пара из-за своей сложности была включена в занятие для особо интересующихся: само название рыб и понятие обтекаемости сложно для учащихся. Тем не менее, название «морской конек» вспомнили все, и большинство детей имеет интуитивное представление об обтекаемости.

Успешность ответов на вопросы показала, что дети усвоили материал занятия в полной мере, как и было запланировано. Без демонстрации животных интерес учащихся был бы не так выражен, а эффективность занятия гораздо ниже.

Занятие завершилось свободным общением детей с животными зооцентра.

Данное мероприятие состоялось благодаря конкурсу «Семейный фарватер» фонда Елены и Геннадия Тимченко при поддержке благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ».

Альмухаметов Н.К,
педагог дополнительного образования
ГУДО «Областная детская эколого-биологическая станция»
г. Кемерово

Фотоальбом